Локализовавшие производство в России автобренды оказались отрезаны от большинства иностранных рынков. Из-за санкций, которые привели к проблемам с логистикой, остановился не только импорт автокомпонентов и машин, но и экспорт из России.
Разработанная Минпромторгом стратегия развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов до 2025 года потеряла свою актуальность. Планировалось, что разработанные меры должны обеспечить достижение объема экспорта продукции автомобилестроения не менее $4,4 млрд США к концу 2025 года.
По итогам 2021 года экспорт автомобилей из России увеличился более чем на 37% по сравнению с 2020 годом. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), было экспортировано около 89 тыс. единиц на общую сумму $1,4 млн — это на 41,6% больше по сравнению с 2020 годом. Основными рынками сбыта для России были Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чешская Республика, Куба, Латвия. Доля стран, не входящих в СНГ, в общем объеме экспорта составляет около 30%.
Официально автокомпании воздерживаются от комментариев по текущей ситуации, но с проблемами с производством и логистикой столкнулись практически все.
ГАЗ: Африка, Ближний Восток, Австралия, Болгария, Вьетнам
«Группа ГАЗ» — один из крупнейших автоэкспортеров в России. Компания присутствует более чем в 40 странах мира и разделила его для себя на три региона: Африка и Ближний Восток, Латинская Америка и Евразия, где ключевую роль занимают Вьетнам, Египет, Марокко, Таиланд, Индонезия, Филиппины.
Автомобили «Группы ГАЗ» во Вьетнаме продают с 2020 года. В основном туда поставляли коммерческие «ГАЗель NEXT» (цельнометаллические фургоны, бортовые автомобили, микроавтобусы). В команде «Группы ГАЗ» в Дананге был сформирован штат вьетнамских сотрудников, контролирующих ключевые направления: продажи, маркетинг, запчасти, сервис, логистика, финансы, а также подготовку производства.
Есть и совсем необычные проекты. К примеру, в декабре 2021 года «Группа ГАЗ» начала продажи в Австралии полноприводного грузовика «Садко NEXT», предназначенного для работы и путешествий в условиях сложного и экстремального бездорожья.
Продажи и сервисное обслуживание организованы в сотрудничестве с австралийской компанией «Australian adventure vehicles 4x4» («AAV 4x4»), специализирующейся на доработке и реализации внедорожных автомобилей. Продвижение модели дилер планировал начать с любителей путешествий, а затем перейти в сектор госзаказчиков и предлагать автомобили крупным корпоративным клиентам.
А в конце ноября 2021 года «Группа ГАЗ» начала продажи в Болгарии легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель NN», оснащенного двигателем класса «Евро-6». Реализация, а также гарантийное и сервисное обслуживание были организованы в сотрудничестве с крупнейшим в Болгарии автомобильным холдингом Avto Union. Продажи стартовали в Софии, где открылся шоу-рум и сервисный центр автомобилей ГАЗ. В 2022 году планировалось открытие центров продаж в других городах Болгарии: Варне, Бургасе, Пловдиве, Русе, Стара-Загоре.
Согласно данным компании, доля «Группы ГАЗ» на автомобильном рынке Болгарии — 15-20%. С приходом новой модели в компании планировали поднять эту долю до 30%. Крупный заказ на модель поступил от курьерской службы DPD, а также был получен предзаказ от болгарской IKEA.
Как сообщили Autonews.ru в компании, на данный момент конвейеры по выпуску автомобилей ГАЗ работают в штатном режиме. Производственные линии Volkswagen и Skoda переведены в режим временного простоя с сохранением сотрудникам 2/3 заработной платы и соцгарантий в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Stellantis: Европа
В России работают бренды Peugeot, Opel и Citroen. Производство налажено на предприятии «ПСМА Рус» в Калуге, в 2022 году там планировали активно начать развивать экспорт.
Так, Калуге в декабре 2021 года начали собирать экспортные версии коммерческих фургонов Peugeot Expert, Opel Vivaro, Citroen Jumpy. Кроме того, в 2021 году здесь уже наладили серийную сборку экспортно-ориентированных дизельных двигателей, а также создали экспортный хаб на базе ПСМА Рус для поставок автомобилей коммерческого сегмента и двигателей на международные рынки. Первую партию автомобилей LCV в Европу Stellantis и ПСМА Рус планировали отправить в феврале 2022 года.