История автотранспортного обслуживания высшего руководства России начинается с появления императорского гаража в Российской Империи. Он был основан в 1907-м году, и Николай II был одним из первых монархов, который приобрел себе Delaunay-Belleville в качестве своего официального экипажа. Автомобили этой французской марки дебютировали в 1904-м году, когда первый Belleville был представлен на автосалоне в Париже.
Для Николая II эти автомобили приобретались несколько раз, но наиболее известные среди них — машины 1908 и 1909 годов закупки. Это модели 24CV и 70 SMT. Причем в названии последней SMT расшифровывается как sa majesté le tsar, что в переводе с французского означает «его величество царь». А цифровой индекс указывает на мощность силовой установки под капотом.
Delaunay-Belleville был оснащен 70-сильным мотором, а также имел пневматическую система для пуска двигателя и оснащался функциями подсветки салона и подогрев пола. Для того, чтобы пол был теплым, к двигателю были подведены специальные трубки с жидкостью, которые во время движения нагревались от мотора, а затем направлялись под автомобиль.
В пользовании императорского гаража также был Mercedes 1910 г. выпуска. Помимо «Мерседесов» и Delaunay-Belleville в императорский гараж к началу Первой мировой войны начали поступать автомобили таких марок, как Renault, Peugeot, Руссо-Балт и Rolls-Royce. Первый «Роллс-Ройс» в гараже императора появился в 1913-м году и вплоть до 1917-го он был основном экипажем Николая II. Затем после революции и отречения от престола все имущество императорского гаража перешло сначала под контролем временного правительства, а затем Совета народных комиссаров.
И с того момента царские «Роллс-Ройсы» сначала обслуживали Керенского, а затем Ленина. Позже эти машины использовались даже для обслуживания Сталина. Но основной машиной Иосифа Виссарионовича был седан Phantom. В музее ГОН стоит не оригинальная машина, но аналогичная модель 1923 года.
Первый бронеавтомобиль в Гараже особого назначения появился в 1936 году после соответствующего решения Политбюро. СССР на тот момент бронеавтомобили не производил, поэтому в качестве транспорта первого лица был выбран американский Packard Twelve. Название у этой модели говорящие, поскольку машина оснащена рядным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 175 лошадиных сил.
Система бронезащиты этой модели представляет собой отдельные листы закаленный стали, которые крепятся на деревянный каркас «Паккарда» с помощью шурупов и болтов. Толщина листа при этом составляет 6,2 миллиметра, благодаря чему Packard выдерживает обстрел из винтовки Мосина с расстояния не менее 100 метров. Эти автомобили служили в ГОН и обслуживали Сталина вплоть до 1950 года.
Впрочем, на момент 1936 года, когда в ГОН появились первые «Паккарды» советский автопром также приступил к выпуску автомобилей представительского класса на Заводе имени Сталина. Такой моделью стал ЗИС-101 — один из первых советских лимузинов. Однако он так и не стал машиной первого лица из-за своих конструктивных особенностей.
Дело в том, что силовой каркас кузова ЗИС-101 состоял из более чем 140 деревянных деталей, которые при наборе скорости начинали издавать скрип и шум, что не соответствовало стандартам представительского класса. Поэтому 101-й в ГОН использовался лишь в качестве автомобиля сопровождения. А со временем для него нашлась работа и гражданского назначения, когда ЗИС-101 начали работать в качестве карет скорой помощи, а затем даже и такси.
Производство 101-го было прекращено с началом войны, однако уже в январе 1942-го Государственный Комитет Обороны СССР вынес постановление о возобновлении автомобильного производства в столице. А 14 сентября того же года был подписан указ о создании нового лимузина высшего класса. И вот в таких военных условиях на Заводе имени Сталина началась работа над созданием совершенно новой модели.
Однако результаты этой работы были представлен стране и миру уже после победы в виде ЗИС-110, который был первым советским послевоенном лимузином высшего класса. Этот автомобиль был не бронированный, поэтому в сталинскую эпоху использовался в ГОН лишь для сопровождения. А сам Сталин только в 1950-м году пересел на советский броневик на базе ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Эта машина внешне отличалась от 110-й оформлением хромированных элементов передней части, а также массивными бронированными стеклами.
Работа над этой моделью также началась в 1942-м году. К моменту своего выхода 115-й считался одним из самых защищенных автомобилей. Его бронекапсула состояла из стальных листов толщиной свыше 6 мм, а толщина армированных стекол достигала 7,5 см. Общий круговой вес остекления был столь велик, что в дверях качестве стеклоподъемников использовались гидравлические домкраты.
ЗИС-115 использовался в ГОН в качестве основного автомобиля Сталина с 1950 по 1953 г. А вот Хрущев отказался от бронированных автомобилей и начал использовать ЗИС-110, а его открытую версию ЗИС-110Б предпочитал в качестве парадного кабриолета. На последнем он впервые выехал на первомайский парад 1953 года сразу после смерти Сталина.
С началом «оттепели» в ГОН появился ЗИЛ-111, который был персональным лимузином Никиты Сергеевича Хрущева в период с 1959-го по 1963 год. Эта машина стала настоящим прорывом для советского автопрома. Модель была первым советским серийным автомобилем, которая оснащалась системой кондиционирования салона. На нее также устанавливали новый двигатель V8, автоматическую коробку передач и гидравлическую подвеску.