Во многих странах Европы, например, в Германии или Финляндии, повторных нарушителей направляют на реабилитацию к дорожному психологу. Специалист проводит с водителем серию бесед и только после этого выносит вердикт: разрешается ли рецидивисту вернуться за руль. Рассказываем о непривычном для России способе «перевоспитания» тех, кто систематически нарушает правила дорожного движения.
Дополнительное обучение для нарушителей
Дополнительное обучение водителей-нарушителей в европейских странах — эффективная и уже никого не удивляющая мера. В ряде государств, например, в Германии, она работает с 1980-х годов. Это очень удобная схема для работы с водителями-«рецидивистами», то есть с теми, кто нарушил ПДД уже, как минимум, во второй раз.
В чем суть «исправительного» обучения?
В некоторых странах (например, в Германии, Великобритании) водителю за каждое нарушение ПДД (определенного вида) начисляются «штрафные» баллы. Когда их, к примеру в Германии, набирается семь — это означает, что водителю необходимо пройти допобучение. Водительское удостоверение при этом действует. За 18 «штрафных» баллов предусмотрено лишение права управления автомобилем. После прохождения обучения, которое включает в себя не только изучение правил дорожного движения, но часто — общение с психологом — лишенный прав допускается к тестированию или экзамену, чтобы вернуть водительское удостоверение. От уплаты значительного штрафа при этом не освобождают.
В России опыт работы со «штрафниками» уже был
Система «штрафных» баллов до 1997 года работала и в России (талоны предупреждений с проколами «по бокам», не более трех в течение года). При этом этап дополнительного обучения отсутствовал. К слову, схема, похожая на российскую, успешно применяется в Венгрии, где ее дополняет как раз блок, где нарушитель прорабатывает пробелы в знаниях правил дорожного движения.
«Кредит доверия»: как это работает во Франции
В некоторых странах водителям выдается так называемый «кредит доверия от общества». Это «запас» баллов (нарушений), которые можно совершить, управляя машиной, до 14-18 баллов в зависимости от страны. Психологи ход оценили и прокомментировали, что он верный с точки зрения формирования законопослушного поведения: водителям кажется более ответственным не растрачивать доверие, чем коллекционировать штрафные баллы.
Как только водитель набирает критическое количество баллов, его направляют на переобучение, определяя в одну из групп: чаще всего «для новичков», «для начинающих нарушителей», «для нарушителей со стажем». Занятия проходят в группе до десяти человек. Курсы проводят в автошколах, получивших для этого специальную лицензию.
Занятия с психологом
Завершающий этап реабилитации — занятия с психологом, при этом за каждое посещение можно вернуть себе потерянные баллы. Если нужно — нарушителя направляют к психиатру, заставляя проходить медосвидетельствование на пригодность к управлению автомобилем (такая схема работает, например, в Нидерландах). Стоимость зависит от количества часов, которые отводятся на курс. Интересно, что все преподаватели, которые проводят занятия с нарушителями, обязаны пройти строгий отбор. Они должны иметь опыт работы в сфере транспортной безопасности не менее трех лет, а психологи должны иметь специальные сертификаты.