ISOFIX — это альтернативный метод крепления детских удерживающих устройств (ДУУ). Система установлена почти во всех авто, сошедших с конвейера за последние 20 лет. Она есть у кресел, бустеров и автолюлек и предназначена для всех возрастных групп. Разбираемся с экспертами, в чем главные отличия ISOFIX, какие плюсы и минусы у таких систем, а также что говорят краш-тесты об их безопасности.
Эксперты в этом материале:
Сергей Керженцев, эксперт по детской безопасности компании «Автодети», участник независимых тестов автокресел в России;
Максим Тарасов, руководитель отдела развития корпоративных клиентов автомобильного проекта Uremont.
Что такое ISOFIX
ISOFIX (International Standard Organization Fix) — это международная стандартизированная система крепления детских автомобильных сидений. Другие названия LATCH, LUAS или Canfix (в США и Канаде). В отличие от кресел, которые фиксируются только штатными ремнями безопасностями, ISOFIX позволяет крепить их жестко и непосредственно к кузову автомобиля.
Впервые систему ISOFIX представили на европейском рынке в 1990-ых годах, а в «нулевых» она вошла в европейский стандарт [1]. Обязательной для всех новых автомобилей в Европе система стала в начале 2010-ых годов. Однако на практике внедрение шло неравномерно, отчего на рынке «бэушек» тех годов можно встретить модели как с ISOFIX, так и без. Например, в России основной производитель легковых авто АВТОВАЗ устанавливает ISOFIX с 2011 года.
Сегодня она есть на новых авто отечественной и зарубежной сборки вне зависимости от класса. Так, у премиальных родстеров крепления встроены в единственное переднее пассажирское сиденье.
Система ISOFIX используется для всех возрастных групп, которых всего пять [2]:
- Группа «0». Для детей от рождения и до шести месяцев, весом до 10 кг.
- Группа «0+». Для детей до года и весом до 13 кг.
- Группа «1». Для детей от года до четырех лет весом 9-18 кг.
- Группа «2». Для детей от трех до семи лет весом 15-25 кг.
- Группа «3». Для детей от шести до 12 лет весом 22-36 кг.
Ей также оснащаются сразу несколько типов удерживающих устройств: автолюльки, кресла с пятиточечными ремнями и без них (ISOFIT), а также бустеры. Отдельно выпускаются специальные базы с ISOFIX, на которые можно крепить не только люльку, но и кресло следующей возрастной группы.
«ISOFIХ создавалась для улучшения безопасности, но причина не только в этом. Есть большое количество кресел без ISOFIX с такими же показателями. Но они, как правило, устанавливаются намного сложнее, что чревато ошибками, способными перечеркнуть все плюсы», — говорит эксперт Сергей Керженцев.
Как работает ISOFIX
Система ISOFIX состоит из нескольких точек крепления. Основная пара — две металлические салазки в основании кресла и ответные стальные скобы в месте стыка подушек заднего сиденья (расстояние между центрами 28 см). Последние привариваются к автомобилю еще на заводе при сборке машины. Как правило, они расположены по краям второго ряда кресел (справа и слева), но есть модели авто, у которых посередине расположена третья пара.
Дополнительно такие кресла могут фиксироваться при помощи троса (якорный ремень, Top Tether), который пропускается через специальное кольцо за задним сиденьем автомобиля. В некоторых моделях кресел используется «опорная нога». Она устанавливается с нижней части детского кресла и упирается в пол. Может идти в комплекте с креслом или приобретается отдельно.
Чтобы закрепить кресло с системой ISOFIX нужно сделать следующее:
- Установите кресло по ходу или против движения, в зависимости от возрастной группы;
- Нажмите на салазках кресла зажимы, после чего до упора замкните их в ответные скобы (раздаться щелчок);
- Отрегулируйте якорный ремень или опорну ногу, если они имеются;
- Чтобы убедиться в том, что кресло надежно зафиксировано, посмотрите на специальный индикатор на замке. Если он зеленого цвета — кресло установлено правильно, красный — следует повторить процедуру.
Плюсы Isofix
- Простое крепление. Система замков ISOFIX позволяет быстро и просто устанавливать автокресла. Это важное отличие от аналогов, в которых нужно в правильной последовательности пропустить ремень через «ушки» кресла. При этом штатный ремень безопасности может быть недостаточной длинным, а инерционная катушка слишком чувствительной с быстрой блокировкой.
- Установка без ошибок. Одно из исследований показало, что почти в 80% случаев кресла с ременным креплением устанавливаются с ошибками, по сравнению с 12% неправильных установок ISOFIX [3]. К такому выводу пришли и эксперты Немецкого страхового института (GDV), подтвердившие, что система ISOFIX существенно снижает риск неправильной установки детского кресла [4].
- Прочность крепления. Сцепка с кузовом авто, а также дополнительные точки опоры (якорный ремень или опора), придают дополнительную жесткость всему креслу. Риск смещения или вибрация таких конструкций меньше.
- Штатная конструкция. Это крепление, разработанное инженерами с расчетом сил, воздействующих на него при ДТП, метода изготовления, крепления, подбором материала и контрольными испытаниями. Уже на этапе производства используется роботизированная сварка и выходной контроль ОТК. Тем самым мы получаем изделие со стабильными характеристиками и минимизированным риском поломки в случае ДТП, говорит эксперт Максим Тарасов. Он также предупреждает, что попытка доработать автомобиль с самостоятельной установкой такого типа крепления — не самая лучшая идея.
- Долговечность. Использование металлических конструкций в кресле продлевают срок службы изделия, а также снижают риск поломки замков.