Механосборочный цех № 6 когда-то был святая святых ЗИЛа. Долгое время это подразделение Лихачевского завода и вовсе было засекреченным, поскольку в нем проектировали и производили автомобили для высшего руководства СССР. Легендарные лимузины ЗИЛ уже давно стали частью истории, однако цех, из ворот которого когда-то выезжали роскошные правительственные автомобили, вопреки всему продолжал существовать и даже в каком-то виде функционировал. Год назад здание легендарного Механосборочного цеха № 6 все же снесли. Впрочем, похоже, его история на этом не закончилась.
«Да, мы еще существуем. Исторического здания больше нет — его снесли, а мы располагаемся в ближайшем Подмосковье. Приезжайте, все покажем», — ответил женский голос на том конце трубки. В это с трудом верилось, поскольку еще в прошлом декабре страницы профильных изданий в интернете пестрили грустными заголовками о кончине последнего оплота советского автопрома.
Впрочем, история спасения наследия ЗИЛа началась немного раньше. В самом конце 2014 года, когда уже вовсю шла продажа имущества завода и подготовка его территории к застройке, несколько энтузиастов взяли у города в аренду механосборочный цех № 6 и основали на его базе частное предприятие ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» — «Механосборочный цех № 6 Автомоторного общества Завода индивидуальных лимузинов».
Сохранив часть специалистов, занятых в свое время в производстве правительственных ЗИЛов, новое предприятие начало заниматься сборкой машин из оставшихся комплектующих, реставрацией старых автомобилей, а также ремонтом и техническим обслуживанием лимузинов, оказавшихся в частных коллекциях.
«На тот момент на производстве работало около 35 человек, которые оставались в МСЦ № 6 из коллектива завода, а сам механосборочный цех стал заниматься исключительно доделкой ЗИЛов из оставшихся комплектующих, а также реставрацией», — рассказывает нынешний административный директор Юлия Куклина.
По сути, с 2015 года и до сих пор МСЦ № 6 — это частная компания, которая продолжает работать под историческим брендом и занимается реставрацией исключительно ЗИЛов для частных заказчиков и музеев.
Само историческое здание Механосборочного цеха № 6 по адресу Автозаводская улица, дом 3, в котором все сохранялось вплоть до прошлого года, имело общую площадь свыше 15 тыс. квадратных метров. В советское время в нем располагалось не только сборочное производство, но и конструкторское бюро легковых автомобилей ЗИЛа. А в период расцвета завода в МСЦ № 6 работало более 700 человек.
«У нас еще есть свой собственный маленький музей автомобилей ЗИЛ. Небольшая экспозиция машин, которые были отреставрированы нами после 2015 года, находится на Сокольническом валу и открыта для бесплатного посещения практически ежедневно», — подытоживает Юлия.
Сам же МСЦ № 6 со остатками оборудования и небольшим коллективом сотрудников почти два года назад переехал в складские и промышленные помещения в небольшой поселок Апаринки Ленинского района Подмосковья. На данный момент здесь полным ходом идет реставрация седана ЗИЛ 111 и редчайшего автобуса ЗИЛ 127, которых в мире осталось лишь несколько экземпляров.
По словам мастеров, в определенный период эти автобусы просто-напросто отправлялись на металлолом за ненадобностью, поскольку ширина их колеи превышала допустимые современным техническим регламентом значения. Из-за этого автобус считался негабаритным.
Мастера также отмечают, что сейчас за год по полному циклу могут отреставрировать не более трех машин, поскольку предприятие теперь занимает два небольших помещения, а коллектив состоит всего лишь из 20 человек. Впрочем, среди этих людей есть и настоящие старожилы ЗИЛа.
Владимир Васильевич Харинов, который сейчас трудится над восстановлением 127-го автобуса, начал работать на ЗИЛе еще в 1980 году. «Изначально к шестому цеху я не имел никакого отношения. После школы я поступил во ВТУЗ при ЗИЛе, который, надо сказать, давал неплохое техническое образование. Учеба совмещалась с практикой на предприятии, и за это время я проработал на конвейерах моторного и кузовного корпуса, а затем и на главном конвейере, — рассказывает Владимир Васильевич. — Первые три года после института я отработал мастером, а после ушел в инженеры-испытатели и далее 15 лет трудился в бюро дорожных испытаний грузовых автомобилей ЗИЛа. В те годы я участвовал в доводке полноприводных машин, а потом работал над «бычком» (ЗИЛ 5301) и автобусами на его базе».