Большинство автомобилистов последний раз открывали билеты по ПДД в автошколе, и зря: только за последние четыре года в правила 17 раз вносили изменения. Такую статистику привели в Минтрансе Московской области, добавив, что 35% водителей ошибочно считают себя невиновными в авариях, ссылаясь при этом на несуществующие нормы. Autonews.ru заглянул еще дальше в историю и вместе со специалистом по ПДД изучил самые значимые изменения с 2015 года.
2015 год: изменения правил остановки и стоянки
В 2015 году авторы ПДД взялись за реформу правил остановки и стоянки. При отсутствии знака 6.4 «Парковка» (белая буква P на синем фоне), табличек 8.6.1-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (черный автомобиль на белом фоне) и линий разметки, автомобили разрешили парковать только параллельно краю проезжей части в один ряд. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа разрешили ставить в два ряда.
«И никаких «елочек», даже если у проезжей части есть местное уширение для парковки. Но толка от таких нововведений нет, если местные власти не устанавливают знаки и не рисуют разметку там, где это необходимо. В таком случае водители продолжают парковаться так, как они привыкли и как этого требует здравый смысл», — пояснил преподаватель программ теоретической подготовки водителей из автошколы «А — Плюс» Сергей Самарин.
2016 год: опасное вождение
Основное изменение 2016 года — появление в ПДД понятия «опасное вождение». При этом в КоАП ответственность за такое нарушение прописать не смогли до сих пор. Эксперты все еще спорят по поводу предлагаемой суммы штрафа — 5000 рублей. Кроме того, размытая формулировка не устраивает юристов.
«Изменение внесли в ПДД так, что на практике оно не работает. Все, что в нем перечислено, нарушители как делали, так и продолжают делать. Например, любители «шашечек» или так называемые «учителя», резко тормозящие перед едущими сзади них, чтобы проучить, все еще в большом количестве присутствуют на дорогах. И страдают от этого дисциплинированные водители, искренне надеющиеся на то, что норма об опасном вождении будет работать», — отметил Самарин.
2017 год: круги, перевозка детей, запрет буксировки для новичков
Важным изменением 2017 года стало изменение правил проезда перекрестков с круговым движением.
«В новостях и форумах только и было слышно: «кольцо» теперь — всегда главная дорога». Когда же почитали изменения в ПДД, то оказалось, что не так уж и всегда, и что изменение коснется только перекрестков равнозначных дорог, на которых установлено круговое движение», — напомнил Самарин.
Эксперт объяснил: раньше на таком перекрестке было необходимо уступить дорогу тому, кто приближается справа, как и на любом перекрестке равнозначных дорог, а конкретно на перекрестке с круговым движением — въезжающему на «кольцо». Теперь же для таких перекрестков сделали исключение и предоставили преимущество тем, кто уже двигается по «кольцу».
«Надежды на то, что, находясь на перекрестке с круговым движением, имеешь преимущество абсолютно перед всеми, не сбылись. Причем, изменение в ПДД внесли довольно непонятно: о том, что оно касается только перекрестков равнозначных дорог, водителям пришлось логически догадаться», — сказал эксперт.
В результате, по оценке специалиста по ПДД, немало конфликтных ситуаций и ДТП возникло там, где «кольцо» осталось перекрестком неравнозначных дорог, и въезд на него обозначен знаком «главная дорога».
Также из изменений 2017 года можно отметить изменение правил перевозки детей. Так, детей в возрасте до 7 лет, а также от 7 до 11 лет на переднем сиденье легкового автомобиля стало разрешено перевозить только с использованием детских удерживающих устройств. А детей младше 7 лет запретили оставлять в транспортном средстве во время стоянки.
Кроме того, начинающим водителям со стажем менее двух лет запретили осуществлять буксировку, а также перевозить людей на мотоцикле или мопеде.
2018 год: от велосипедной зоны до обязательных светящихся жилетов
В 2018 году водителям подготовили множество изменений. Объяснить такие новшества можно вступлением в силу Стратегии безопасности дорожного движения на 2018 — 2024 годы: перед ГИБДД поставили задачу по снижению социального риска на дорогах (не более четырех погибших на 100 тысяч населения).
Введено понятие «велосипедная зона», установлены правила движения в таких зонах и обозначающий их дорожный знак. Водителям разрешили предъявлять по требованию сотрудника полиции электронный полис ОСАГО (распечатанный на бумаге формата А4).