branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Остановили за проезд на «красный». Что нужно сказать инспектору ГИБДД

Проезд на красный сигнал светофора грозит штрафом и даже лишением прав. Но иногда такие нарушения могут быть вынужденными. Как действовать, что говорить сотрудникам ГИБДД и можно ли избежать наказания, объяснили эксперты
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Привычка проскакивать на мигающий зеленый сигнал светофора может стоить водителям прав и ведет к риску попасть в ДТП. Если в момент завершения маневра загорится красный, автомобилисту грозит штраф в 1000 рублей, на него распространяется скидка 50%. При повторном совершении в течение года такое нарушение влечет штраф уже в 5 тыс. рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, если такой проступок зафиксирует лично инспектор ГИБДД. Иногда автомобилисты уверяют, что проехали на красный вынужденно или же завершали маневр. Что говорить в таком случае сотруднику ГИБДД, и есть ли шанс сохранить права — рассказали юристы и экс-инспектор.

1. Признаться, что совершил ошибку и извиниться

Проезд на красный — серьезный проступок и обосновать перед инспектором ГИБДД практически невозможно, уверен юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков.

«Объяснить такое нарушение не получится никакими завершающими маневрами. Есть только один разрешающий сигнал светофора — зеленый. А загорающийся желтый — это уже запрещающий сигнал, — пояснил Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Раньше я работал инспектором ДПС, и когда водители начинали говорить, что не успевали остановиться, то делали только хуже. Я всегда на это отвечал, что проезд на желтый — это уже нарушение. Штраф тут даже не обсуждается. И со спокойной совестью выписывал протоколы. Придумывать какие-то отмазки, разъяснения — бессмысленно».

Фото: ЦОДД Конспекты 28 июля 2021 На дорогах появились новые светофоры. Как по ним ездить?
Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС Статьи 29 января 2020 Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей

По словам Гришакова, аргументы водителя о том, что он пытался пролететь перекресток только потому, что его вынуждал двигаться интенсивный поток сзади, также не состоятельны. Эксперт уверен: в таком случае лучше не докучать инспектору ГИБДД своими аргументами и честно признать нарушение. Его можно, например, объяснить, что впервые в этом районе и не успел сориентироваться. Если у водителя не окажется штрафов и при этом он будет вести себя спокойно и вежливо, у инспектора будет повод из собственных убеждений пойти водителю навстречу: просто предупредить его и не оформлять протокол.

«Если вы виноваты, не надо качать права. Это только может ухудшить положение водителя», — посоветовал юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков.
«Если вы виноваты, не надо качать права. Это только может ухудшить положение водителя», — посоветовал юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков. (Фото: Mos.ru)

«Лучше сказать, что поняли, что нарушили, постараться это объяснить по-человечески. Пообещать быть внимательнее. Де-юре у инспектора будут все основание оформить протокол, но де-факто он может и отпустить водителя с предупреждением», — добавил юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков.

2. Обратить внимание на неожиданное препятствие на пути

Даже аккуратный и проезжающий на зеленый сигнал светофора может стать случайным нарушителем ПДД, признал Гришаков. Это возможно, если на пути автомобиля другие участники движения начали выполнять опасные маневры, сами нарушили ПДД и создали затор, либо произошло ДТП. Тогда у автомобилиста могло уйти время, чтобы сориентироваться, как поступить. А зеленый сигнал тем временем переключится на красный, на который водитель и проехал. Это один из редких случаев, когда штрафовать водителя не за что, считает Гришаков. И на это обстоятельство можно смело указать инспектору ГИБДД.

«Бывает, что впереди кто-то затормозил по непонятным причинам, или только случилась какая-то авария, и надо ее объезжать. Это редкий случай, — объяснил Гришаков. — Об этом инспектору ГИБДД конечно же нужно сказать. Но если инспектор наблюдает за дорогой, он и разберется в ситуации. Если он не обратил внимание на это ситуацию, можно показать запись с видеорегистратора или же, если участники ДТП до сих пор на дороге, указать на них».

3. Пожаловаться на сломанный светофор

Еще один случай, когда водитель может случайно попасть в ловушку с проездом на красный — это неработающий светофор.

«Если светофор недавно перенастроили, а водитель привык ездить по-старому и не сориентировался, это не повод для инспектора простить нарушение, — отметил Гришаков. — Но если у светофора сбиваются фазы и красный загорается слишком быстро, то тут конечно инспектор должен не выписывать штраф, а разобраться с работой светофора. Но это точно единичные случае и винить во всем технику не получится».

Правила дорожного движения включают два запрещающих движение сигнала светофора: не только красный, но и желтый.
Правила дорожного движения включают два запрещающих движение сигнала светофора: не только красный, но и желтый. (Фото: Антон Белицкий / ИТАР-ТАСС)

4. Объяснить, что действовал в ситуации крайней необходимости

Если водитель проехал на «красный» в ситуации крайней необходимости, инспектор ГИБДД также должен пойти автомобилисту навстречу. Например, если водитель везет пассажира в тяжелом состоянии в больницу, указал ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала. В таком случае инспектор может даже помочь водителю скорее доехать до точки назначения. Опоздание на самолет здесь, конечно, не будет считаться форс-мажором. Но серьезная травма или тяжелое состояние пассажира под такое определение подходит.

«В КоАП есть понятие крайняя необходимость. Чтобы действия водителя подошли под это определение, нужно доказать, что избежать этого нарушения было невозможно, либо что совершено нарушение для предотвращения более тяжелых последствий», — объяснил Мацала.

Возможно, на месте инспектор ГИБДД не согласится с этими доводами. Тогда их можно спокойно высказать на группе разбора или уже после — в суде. Для примера Мацала привел одно из решений районного суда Смоленска. Судья признал, что проехавший на красный сигнал водитель действовал в условиях крайней необходимости, так как в его автомобиле находился пассажир, которому требовалась срочная медицинская помощь.

«Со слов больного, водителю было известно, что сердечным недугом страдал его родной брат, умерший от приступа заболевания, не дождавшись приезда скорой помощи, — говорится в решении суда. — В условиях дорожных пробок полагал, что значительно быстрее «скорой» доставит пациента в больницу, учитывая, что последний сам на этом настаивал. Пассажир стал жаловаться на резкое ухудшение своего состояния, усиление сердцебиения, утверждая, что «не чувствует ног», и просил его проехать на красный свет, чтобы как можно быстрее получить медицинскую помощь».

Когда все доводы подтвердились, суд отменил наказание.

5. Объяснить малозначительность проступка

Ситуации бывают разные: одно дело проехать на запрещающий сигнал светофора на оживленной улице и совсем другое — на пустынной дороге где-то за городом. Если автомобилист случайно отвлекся в такой ситуации и не обратил внимание на одиноко стоящий светофор, у него есть шанс отделаться предупреждением. В похожих случаях водитель может указать, что нарушение малозначительно, поскольку размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Приводить аргументы, скорее всего, придется в отделении ГИБДД в группе разбора. Если не получится, то уже в суде.

Если водитель проехал на «красный» в ситуации крайней необходимости, инспектор ГИБДД, как правило, пойдет автомобилисту навстречу.
Если водитель проехал на «красный» в ситуации крайней необходимости, инспектор ГИБДД, как правило, пойдет автомобилисту навстречу. (Фото: РБК)

«Чтобы инспекторы ГИБДД или суды согласились с тем, что правонарушение малозначительно, нужно давить на то, что водитель раскаивается, суть этого нарушения осознает, в безопасности своего маневра убеждался, причинить вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц своими действиями не мог. Если есть какие-нибудь дополнительные аргументы, то сослаться на них тоже», — посоветовал Мацала.

По его оценке, суды вольно трактуют понятие малозначительности. Но бывают и положительные примеры.

6. Попросить смягчить наказание в группе разбора

Если инспектор зафиксировал нарушение на камеру видеофиксации, то спорить с инспектором очень сложно: в таких обстоятельствах юрист посоветовал направить силы на смягчение наказания. Особенно это актуально для водителей, которым грозит лишение прав за повторный проступок в течение года после оплаты аналогичного штрафа. Сделать это можно в группе разбора — дату рассмотрения инспекторы указывают в протоколах.

«Запросите у сотрудника бланк объяснительной и отразите свое согласие с совершенным правонарушением, — проинструктировал Мацала. — Укажите, что прежде, чем совершить маневр, убедились в абсолютной безопасности. Сообщите, что траектория движения не пересекалась с траекторией иных участников дорожного движения, и вы не могли причинить вреда жизни, здоровью и имуществу».

Объяснение юрист советует дополнить объяснением своего глубокого раскаянии и обещанием впредь быть внимательнее.

«Если вы трудоустроены, сообщите, что характеризуетесь положительно в глазах работодателя. Если есть дети и престарелые родственники, которых нужно регулярно подвозить к месту учебы или лечения, тоже это сообщите. Если у вас тяжелое материальное положение, указывайте. Если ваша работа требует управления автомобилем — сообщите и об этом. Укажите все, что можете. В завершении просите о признании нарушения малозначительным, либо о применении к вам минимально возможного наказания», — объяснил план действий юрист.