branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Техосмотр-2022: водителям объяснили, что их ждет (проходить будут все)

Значительно сократить количество обязательных пунктов для проверки на техосмотре с 1 марта 2022 года планирует Минтранс. Из 82 параметров в диагностической карте останется 59. Изменения будут действовать до 2027 года
Согласно проекту новой диагностической карты, легковым автомобилям (категория М1) придется пройти проверку тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, шины и колес, двигателя и его системы, прочих элементов конструкции
Согласно проекту новой диагностической карты, легковым автомобилям (категория М1) придется пройти проверку тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, шины и колес, двигателя и его системы, прочих элементов конструкции (Фото: Autonews.ru)

Минтранс опубликовал законопроект, который должен поставить точку в обсуждениях судьбы техосмотра. Отменять эту процедуру не будут — вместо этого список пунктов для проверки на станциях техосмотра сократят. Согласно действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств…», для получения диагностической карты автотранспорту нужно пройти 82 пункта. После актуализации перечня в нем останется 59 пунктов для проверки. Проект постановления до 5 сентября будет проходить антикоррупционную экспертизу, кроме того, его рассмотрят в Министерстве экономического развития. В случае одобрения, законопроект отправится на утверждение премьер-министру Михаилу Мишустину.

Согласно пояснительной записке к документу Минтранса, после обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом из перечня исключена обязательная проверка следующих параметров:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением
  • наличие механических повреждений тормозных трубопроводов;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость в зоны очистки;
  • проверка уровня шума выпускной системы транспортного средства. При этом исключается необходимость проверки с помощью шумомера. Его заменят на проверку органолептическим методом;
  • способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром;
  • проверка комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами;
  • наличие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств;
  • наличие мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению;
  • проверка дополнительных требований к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.

Страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без пройденного техосмотра с 22 августа 2021 года
Страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без пройденного техосмотра с 22 августа 2021 года (Фото: Зыков Кирилл / АГН «Москва» )

Ранее о таких изменениях, предложенных МВД России, сообщил Autonews.ru со ссылкой на протокол совещания от 21 июля 2021 г. в Министерстве экономического развития по вопросу исполнения поручений вице-премьера Марата Хуснуллина.

Согласно проекту новой диагностической карты, легковым автомобилям (категория М1) придется пройти проверку тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, шины и колес, двигателя и его системы, прочих элементов конструкции.

Каждый из пунктов включает несколько подпунктов. Например, при проверке тормозной системы эксперты оценят ее эффективность, а также устойчивость транспортного средства, подтеки тормозной жидкости, а также нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе. Изучая работу рулевого колеса, специалисты проверят люфты и возможные самопроизвольные повороты рулевого колеса с усилителем от нейтрального положения при работающем двигателе.

Оценка внешних световых приборов будет включать в том числе проверку углов регулировки и силу света фар. При проверке шин и колес эксперты обратят внимание на трещины на дисках о ободьях колес, а также на рисунок протектора — он не должен быть сильно истерт, а сами шины должны быть одинаковыми. При оценке прочих элементов конструкции на техосмотре по-прежнему не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.

Зачем сокращать чек-лист для прохождения техосмотра

В Минтрансе рассказали, что проанализировали правоприменительную практику и выявили избыточность некоторых требований. Кроме того, некоторые операции оказались слишком сложными и затратными по времени, а при выполнении еще части из них — возникали риски неоднозначного толкования установленных требований.

Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с предложением снизить стоимость ОСАГО и транспортный налог для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе
Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с предложением снизить стоимость ОСАГО и транспортный налог для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе (Фото: Autonews.ru)

По оценке автора предложений, указанные изменения сократят время проведения технического диагностирования транспортных средств, что положительно повлияет на пропускную способность пунктов технического осмотра. Также изменения должны позволить уменьшить перечень обязательного оборудования операторов технического осмотра, снизив тем самым финансовую нагрузку на субъекты предпринимательства.

Будет ли техосмотр обязательным

В МВД ранее в целом выступали не только за исключение из процедуры техосмотра ряда обязательных параметров для проверки: саму процедуру в ведомстве предложили сделать необязательной для физических лиц. Однако пока в законопроект Минтранса это предложение МВД не попало. Autonews.ru направил в Минтранс запрос относительно будущего этой инициативы.

«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений ПДД: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», — говорили в МВД по итогам профильного совещания ведомств.

По данным ведомства, вероятность участия легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и прошедших технический осмотр, в ДТП (учитывая количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием) составляет 1,1% и 0,7% соответственно (автобусы — 5,6%, грузовики — 2,07%). В рамках учета ДТП технические неисправности фиксируются в качестве сопутствующих условий (в 2020 г. +19,3%, 5,4 тыс.; 5 мес. 2021 г.: +3,2%, 1,8 тыс.), поскольку установление причинно-следственной связи требует проведения специальных экспертиз.

С марта 2021 года в России действует новая система обязательного техосмотра для личных машин, согласно которой процедура проводится только в аккредитованных техцентрах, а все данные об автомобиле заносят в электронную базу ЕАИСТО
С марта 2021 года в России действует новая система обязательного техосмотра для личных машин, согласно которой процедура проводится только в аккредитованных техцентрах, а все данные об автомобиле заносят в электронную базу ЕАИСТО (Фото: Егор Алеев / ТАСC)

Таким образом, пока добровольность прохождения техосмотра остается на уровне обсуждений. И штрафов за его отсутствие никто не отменял. Так, автомобилисту и сейчас могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». А с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2000 рублей. Постановления будут приходить с камер раз в сутки.

Что говорят на пунктах техосмотра

Участники отрасли техосмотра считают, что оптимизация процедуры проведения технического диагностирования в предложенной МВД версии, приведет к незначительному увеличению пропускной способности пунктов техосмотра и не снизит их издержки. В этом уверен председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва» Статьи 22 августа 2021 Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать
Фото: Егор Алеев / ТАСС Новости 19 августа 2021 МВД предложило водителям проходить техосмотр без аптечек и огнетушителей

«Изменения практически не снизит издержек операторов техосмотра на приобретение диагностического оборудования, но поставит под сомнение необходимость этой процедуры, — заявил Autonews.ru Бурдюгов. — Аналогичные выводы можно сделать и на основании инициативы ГИБДД по добровольному прохождению технического осмотра владельцами легковых автомобилей. Необходимо решать вопрос по контролю за техосмотром, а не сокращать пункты техосмотра».

Бурдюгов рассказал, что в регионах до сих пор наблюдается недостаток пунктов техосмотра, но с текущей стоимостью этой услуги новые точки открываться не будут.