branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Новая ловушка с ОСАГО для честных водителей. В ГИБДД разводят руками

Автомобилисты пожаловались на ситуации, когда инспекторы ГИБДД оформляют ДТП с поддельными ОСАГО. Проблема всплывает только после обращения в страховую. Можно ли задержать водителей без полисов и как получить возмещение
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Водители стали жаловаться на случаи оформления ДТП с водителями с поддельными полисами ОСАГО: даже инспекторы ГИБДД не могут определить достоверность документа. Проблема вскрывается только после обращения в страховую компанию. К тому времени, зачастую, виновника уже не найти. О такой ситуации Autonews.ru рассказал автомобилист Михаил Сергеев*. В его Nissan Teana на МКАД врезался водитель на Hyundai Solaris. Приехавшие сотрудники ГИБДД, как рассказал водитель, проверили регистрационные данные автомобиля и полис ОСАГО. Никаких проблем не обнаружилось, как и информации о том, что машина может работать в такси.

Аварию оформили и потерпевший обратился за выплатой в страховую компанию. Предварительный размер ущерба составил около 300 тыс. рулей. Только в страховой компании обнаружилось, что полис ненастоящий, а регистрация автомобиля аннулирована. Поскольку ДТП оформляли при помощи инспекторов ГИБДД, Сергеев после ДТП не потребовал у виновника данных паспорта и информацию о прописке и найти этого водителя оказалось невозможно. В итоге пришлось с помощью связей в ГИБДД самому найти собственника — им оказалось частное лицо. К нему автомобилист и планирует через суд предъявить требования о возмещении ущерба.

О том, что у сотрудников ГИБДД не всегда получается оперативно проверить полисы ОСАГО Autonews.ru рассказали сами инспекторы. Один из собеседников Autonews.ru, служащий в ГИБДД поделился собственным примером, когда в патрульный автомобиль врезалась машина такси и приехавшие инспекторы оформили аварию. При обращении в страховую за компенсацией также выяснилось, что полис был поддельный.

По словам юриста, пока полной защитой может стать оформление дополнительного страхового продукта, который защищает от тех, у кого ОСАГО нет.
По словам юриста, пока полной защитой может стать оформление дополнительного страхового продукта, который защищает от тех, у кого ОСАГО нет. (Фото: Autonews.ru)

Позиция ГИБДД и РСА: как проверить полис и что делать с виновником

Водитель-участник ДТП обязан сообщить другим участникам аварии сведения о своем полисе ОСАГО, объяснили Autonews.ru в ГИБДД в ответ на запрос. Там уточнили, что подлинность полисов ОСАГО водители могут проверить самостоятельно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) или с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Проверка полисов ОСАГО, выданных с 1 января 2018 года возможна и с использованием QR-кода, содержащегося в полисе.

«При возникновении сомнений и разногласий между участниками ДТП на место происшествия необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции. В таком случае оформление документов о ДТП проводится с их участием. Сотрудники ГИБДД имеют техническую возможность осуществления проверки подлинности полисов ОСАГО через информационные банки данных МВД России», — объяснили в ведомстве.

Фото: Autonews.ru Статьи 31 мая 2021 «Другого выхода нет». На водителей без ОСАГО нашли управу
Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев ОСАГО 2 августа 2021 Водителей без ОСАГО начали жестко наказывать. Грозят даже арестом

Как уточнили в МВД России личные данные водителя-участника ДТП на месте можно установить по документам, удостоверяющим его личность, право управления и владения транспортным средством. При этом, даже если обнаружится, что у водителя поддельный полис ОСАГО и есть риск, что водитель будет избегать ответственности по ремонту разбитого по его вине автомобиля, задерживать его на месте ДТП нет никаких оснований.

«Согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП неисполнение владельцем транспортного средства установленной законом обязанности по страхованию автогражданской ответственности наказывается административным штрафом 500-800 рублей. При этом административное задержание таких водителей законодательством не предусмотрено», — объяснили в МВД России.

Если у водителя нет полиса ОСАГО, оформить Европротокол не получится. Единственный способ доказать факт ДТП и установить нарушение ПДД, повлекшее ДТП — вызвать инспекторов ГИБДД.
Если у водителя нет полиса ОСАГО, оформить Европротокол не получится. Единственный способ доказать факт ДТП и установить нарушение ПДД, повлекшее ДТП — вызвать инспекторов ГИБДД. (Фото: Autonews.ru)

В свою очередь в РСА косвенно подтвердили: если водитель хочет быть уверен в достоверности полиса ОСАГО у второго участника ДТП, проверить это лучше самостоятельно и сразу на месте.

«Лучшим способом защиты для добросовестного водителя будет скаченное в смартфон приложение «Помощник ОСАГО», где проверка полиса ОСАГО участников ДТП происходит в автоматическом режиме, — рассказали Autonews.ru в РСА. — Если на место ДТП прибыли сотрудники ГИБДД и у них нет приложения для проверки полиса ОСАГО по базе РСА, мы рекомендуем водителям самостоятельно заходить на сайт РСА для проверки полиса. Это возможность отрыта каждому. Можно это сделать непосредственно на месте ДТП».

В РСА пояснили: в том случае если у виновника ДТП есть актуальный полис ОСАГО на машину, которая побывала в ДТП, но конкретный водитель в полис не вписан, либо в полисе указан иной период страхования, то страховая компания виновника выплатит пострадавшему. В дальнейшем виновнику ДТП выставят регресс. Однако в ситуации, когда у виновника ДТП полис ОСАГО полностью отсутствует, то и нет ответственной страховой компании, которая должна была бы возместить убыток.

«В этой ситуации мы рекомендуем пострадавшему вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД, в исключительных случаях сфотографировать все документы виновника: гражданский паспорт, водительское удостоверение, СТС, привлечь свидетелей и записать их координаты», — назвали в РСА один из способов не дать виновнику ДТП уйти от ответственности.

Дугин предположил, что ужесточение в контроле за автомобилями такси может улучшить ситуацию, но в случае с обычными водителями добросовестные автомобилисты оказываются не защищены.
Дугин предположил, что ужесточение в контроле за автомобилями такси может улучшить ситуацию, но в случае с обычными водителями добросовестные автомобилисты оказываются не защищены. (Фото: Autonews.ru)

При этом в РСА добавили, что сотрудники ГИБДД должны проверить документы как на автомобиль, так и документы водителя.

Как действовать, если у водителя нет ОСАГО

Представители страховых компаний заявили, что приведенных автомобилистами ситуаций, когда инспектор ГИБДД не видит полис, на самом деле случаться не должно. Например, так считает руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

«Теоретически, таких ситуаций не может быть. Клиент показывает распечатку электронного полиса, который всегда приходит на почту, — рассказал Макаров Autonews.ru. — Если сотрудник ГИБДД не может проверить эту информацию, например, у него нет технической возможности посмотреть данные в базе, то в отношении автомобилиста действует презумпция невиновности. Если же сотрудник ГИБДД смотрит в базу и не видит данных, то нужно настаивать на группе разбора, и там уже просить перепроверить данные в системе».

Если после аварии водители стали оформлять ДТП сами при помощи Европротокола и вскрылся обман, на место происшествия страховщики советуют обязательно вызвать сотрудников ГИБДД. «Помимо нарушения ПДД, повлекшего ДТП, виновник совершил еще одно нарушение — не выполнил обязанность по страхованию своей ответственности, — предупредил Макаров. — Кроме того, в случае отсутствия ОСАГО — это единственный способ доказать факт ДТП».

Однако в таких страховая компания никак не может помочь потерпевшему. РСА выплачивает компенсацию потерпевшим только в случае причинения вреда жизни или здоровья.

Юрист: даже база РСА не гарантирует защиты

Виновники ДТП могут предъявлять действующие полисы ОСАГО, но оформленные на другие автомобили и проверить это по базе РСА не так просто, предупредил юрист Дмитрий Дугин. «Я сам попадал в такую ситуацию. Захожу в базу РСА, полис на задевшую меня машину такси бьется, но были сомнения. И только когда я капнул глубже, оказалось, что он оформлен на другой автомобиль. Получается, что у ГИБДД нет расширенной возможности максимально глубоко проверять полисы», — рассказал Autnews.ru Дугин.

Юрист признает, что на месте у водителя не так много возможностей получить все данные о виновнике ДТП, который ездил без страховки. Теоретически тот может даже отказываться показывать паспорт, а место регистрации может оказаться временным. Поэтому автомобилистам нужно приложить максимум усилий, чтобы собрать данные о виновнике, а также проверить, является ли он одновременно и собственником машины. Если нет — то требования о компенсации получится предъявить еще и непосредственному владельцу автомобиля.

«Сотрудник ГИБДД не обязан помогать потерпевшему в сборе личных данных виновника и предоставлять ему паспорт или водительские права, — объяснил Дугин. — Тут многое будет зависеть от инспектора. И важно понимать, если виновник покажет паспорт, он может быть фиктивно быть зарегистрирован где-то в условном скворечнике. Если же найдется собственник, то судиться придется по месту его регистрации, в каком-нибудь далеком регионе».