На российский дорогах устанавливают все больше камер, которые умеют в автоматическом режиме фиксировать непропуск пешеходов. Нововведение, которое запустили в Москве в 2017 году, уже охватило ряд регионов, выяснил Autonews.ru. Такие камеры начали работать в том числе на дорогах Новосибирска, Ульяновска и Южно-Сахалинска. В ближайшее время подобные устройства установят и в Московской области.
Как работают такие камеры
Места расстановки камер определяет Госавтоинспекция. Как объясняли в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, комплексы фотовидеофиксации на непропуск пешехода обычно появляются в местах, где отмечена высокая аварийность, связанная с наездами на пешеходов. Согласно ст. 12.18 КоАП, непредоставление преимущества в движении пешеходам влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.
В ГИБДД разъясняли: нарушением со стороны водителя будет считаться, если перед зеброй водитель своими действиями вынудит пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Если этого не произойдет, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.
Это согласуется с позицией Верховного суда, согласно которой траектории движения пешехода и автомобиля на нерегулируемом переходе не должны пересекаться. Однако на деле в автоматическом режиме определить такую ситуацию сложно: как из-за недостаточно точных настроек камер, так и из-за нелогичного поведения самих пешеходов. На это регулярно жалуются водители.
«Недавно в Москве я получил такой штраф: на дороге четыре полосы, я еду в крайней правой полосе по направлению в область. Пешеход вышел на дорогу с противоположной стороны дороги. И мне пришел штраф, — рассказал один из автомобилистов. — Но даже если бы он побежал мне навстречу, перед нами еще три полосы, и мы бы точно не пересеклись».
Чтобы решить такую проблему, для анализа ситуации прогрессивные производители используют нейросеть, объяснил Autonews.ru генеральный директор компании-разработчика дорожных камер «Астралаб» Сергей Ласкин Она определяет скорость и траекторию движения пешехода и изменения этих параметров при появлении автомобиля перед зеброй. Ласкин уточнил, что уже идут испытания нового программного обеспечения, которое поможет снизить риск возможных ошибок.
«Пока систем, которые могут достоверно и с хорошей критикой оценить дорожную ситуацию, не так много. Часто логика работает так: штраф приходит либо за пролетевшую ворону, либо камеры ни на что не реагирует, — рассказал эксперт. — Современные технологии будут учитывать при разборе ситуации траектории пешеходов и автомобилей».
Работает это так: камера видит пешехода, нейросеть определяет его так называемую сигнатуру. То есть понимает, что это пешеход, а не случайный объект. Далее пешехода детектируют, как перемещающийся объект: нейросеть определяет вектор его движения, умная система смотрит, есть ли рядом автомобили.
«Вот появляется машина, камера считывает ее госномер, а нейросеть определяет ее трек, то есть путь. Так создается некая сцена, событие, в котором мы ведем одного или нескольких пешеходов и один или несколько автомобилей. И система анализирует, что происходит. Пересекается ли их траектория, мешают ли они друг другу», — рассказал разработчик.
Для расчета скорости автомобили используются стандартные алгоритмы, которые применяются для фиксации такого нарушения ПДД, как превышение скорости. Это базовая функция камер, которые получат новый функционал.
«Скорость пешеходов нам измерять постоянно не нужно, — объяснил Ласкин. — Мы будем знать его некую относительную скорость. Вот он сделал три шага, и мы уже определяем, что его скорость равна Х. Далее мы смотрим, стала ли эта скорость Х больше или меньше. То есть мы измеряем относительную скорость пешехода, менял ли он ее или нет. В законодательстве четко указано, что непропуск пешехода — это действие, вынуждающее пешехода изменить траекторию или скорость движения. И если человеку на зебре пришлось ускориться или остановиться — это нарушение».