В прошлом году в России было выписано 145 млн штрафов, то есть на каждого россиянина, включая младенцев и стариков, пришлось по одному штрафу за нарушение ПДД. По данным экспертного центра Probok.net число штрафов в нашей стране ежегодно увеличивается на 20%.
Эксперты при этом считают, что много штрафов — это результат неправильной организации дорожного движения. Бороться с проблемой предлагают по-разному, в том числе и с помощью введения лимитов на количество выписываемых постановлений по регионам.
По мнению руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, ничем не ограниченное количество штрафов провоцирует только увеличение их количества. Причем проблема касается не только водителей, но и пешеходов.
«Хочется штрафовать за новые и новые административные составы. А если составы закончатся — то будет причина придумать новые, прописать их в КоАП. Пешеходы зря думают, что это закончится водителями. Камеры уже могут распознавать лица и присылать письма, и есть желающие сделать государственно-частное партнерство и бесконечно продолжать выкачивать деньги из людей», — написал Шумский на своей странице в Facebook.
По его словам, можно штрафовать пешехода за переход на красный свет, потому что он устал ждать две минуты на однополосной улице, а можно просто изменить время работы светофора, чтобы столько ждать пешеходу не приходилось.
«Но на этом не заработаешь. Так же и с водителями, штрафы совершенно дестимулируют заниматься организацией дорожного движения, проще все списать на нерадивых людей, менталитет у нас такой», — уверен Шумский.
На самом деле, штраф, по его словам, — это ошибка не водителя, а инженера-проектировщика. Потому что он спроектировал улицу, на которой ездят с превышением скорости, поворачивают из другого ряда или проезжают под кирпич. Поэтому систему штрафов нужно изменить, ввести лимиты, например, чтобы в России в год выписывали не более 70 млн штрафов. Далее — распределить лимиты по городам и смотреть, на что лучше их расходовать.
Дорожный эксперт считает, что лимиты — очень правильный мировой тренд, который только начинает появляться и было бы здорово сразу внедрить его в России. После того как Александр Шумский публично высказал свою идею, с ним связались несколько депутатов Госдумы, которые выразили готовность прописать идею о лимитах на штрафы в отдельный законопроект и обсудить его рассмотрение в самое ближайшее время.
«Нам уже звонили из Госдумы. Речь идет о том, чтобы остановить бесконечный поток штрафов. Если вы штрафуете людей и говорите «люди сами виноваты», то у вас нет никакого стимула, чтобы улучшать ситуацию — вы можете так же плохо наносить разметку, плохо регулировать светофоры и организовывать движение. И потом просто штрафовать людей», — объяснил Шумский в беседе с Autonews.ru.
По его словам, Россия опережает по количеству штрафов все страны мира. За прошлый год в нашей стране было выписано штрафов больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых.
«В прошлом году было 145 млн штрафов, в следующем году будет уже 160 млн. А через два года будет уже 200 млн штрафов. Даже люди, которые раньше говорили «ну ты не нарушай и не будет штрафов», стали получать штрафы и возмущаться системой наказания вместо системы предупреждения», — говорит эксперт.
Самые популярные спорные штрафы минувших месяцев — невидимая разметка, когда автомобилисты не видят полос на дороге из-за снега, а камеры знают, что они там есть и выписывают штрафы за пересечение разметки. С такими жалобами водители все чаще обращаются в экспертный центр Probok.net.
«Количество штрафов такое гигантское, что люди от них уже устали», — говорит глава центра Александр Шумский.
Систему лимитов на штрафы придумали не российские эксперты. По данным нашего собеседника, лимиты активно практикуют в Швеции в рамках программы нулевой терпимости. Главная мысль в том, что человек всегда ошибается. И важно эти ошибки предотвращать.
«Раз у нас такое количество штрафов, давайте подумаем о том, чтобы установить лимиты. Например, для Калуги установить лимит в 50 тысяч штрафов в год. И местные власти посчитают, что много людей на дорогах гибнут из-за превышения скорости, значит основная часть лимита пойдет на штрафы за скорость. Если этот лимит город выбирает за два месяца, то значит есть проблемы — плохо организовали движение. Если из 100 машин нарушает 20, то это не водители неправильные, а с организацией движения что-то не так», — говорит Шумский.
Первостепенно, по словам эксперта, надо перестать гордиться показателями штрафов. Потому что сейчас происходит именно так, а должно быть наоборот. А это значит, что власти вообще не занимаются организацией дорожного движения.
Сейчас экспертный центр изучает зарубежный опыт и составляет научное обоснование идеи лимитов по штрафам. Следующим шагом станет вынесение обсуждения данной инициативы на площадку Госдумы и создание законопроекта.