branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Таких нужно наказывать». Водители поддержали главное нововведение осени

Штрафы с камер за непристегнутый ремень и телефон в руках будут законны только при полном отсутствии сомнений — на фотографиях нарушение должно быть очевидно. Юристы, общественники и автомобилисты оценили нововведение
Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

В Москве в ближайшее время заработают камеры, фиксирующие управление автомобилем без ремня безопасности и использование телефона за рулем. Ранее об этом первым сообщил Autonews.ru: в столице появится 8 таких новых комплексов. До этого о соответствующих планах заявляли в ГИБДД. За непристегнутый ремень водителей наказывают штрафом в 1000 руб., за разговоры по телефону и использование гаджета за рулем — на 1500 руб. Оба штрафа можно будет оплатить со скидкой 50%.

Мы узнали, что думают об этом сами водители, обсудили с юристами, как оспорить такие штрафы и спросили у производителей, можно ли обмануть камеры и будут ли они ошибаться.

Юрист Сергей Смирнов: «Поддерживаю, если на фото все очевидно»

С правовой точки зрения формулировки в КоАП и ПДД позволяют штрафовать водителей просто за наличие мобильного телефона в руках. Не обязательно прикладывать телефон к уху, чтобы получить штраф, объяснил Юрист Сергей Смирнов. Он напомнил, что согласно КоАП, пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет штраф 1500 рублей.

Фото: Roland Mühlanger / imageBROKER.com / Global Look Press Статьи 29 мая 2019 Штраф за тень и птица без номеров: как ошибаются дорожные камеры
Фото: РБК Статьи 26 августа 2020 Как ошибаются камеры ГИБДД: разбор неоднозначных ситуаций

«В законе не прописано, что именно подразумевается под использованием. Поэтому под текущую формулировку подпадает все: смотрит ли водитель карту, листает ли он соцсети или просто держит телефон у лица и наговаривает голосовое сообщение, — считает Смирнов. — Неплохо бы конкретизировать этот момент, но законодательство сейчас не успевает за развитием технологий. Поэтому все просто: сел за руль — к телефону не прикасайся».

Эксперт уверен, что первое время после запуска система будет работать безошибочно и каждый материал будут изучать максимально пристально. Но дальнейшем сил специалистов может не хватить из-за объемов материалов.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

«Как бы идеально не научились работать нейросети, нельзя исключать возможные ошибки. Если камера увидит что-то похожее на телефон, у водителя могут возникнуть проблемы. Это может быть расческа, пачка сигарет, любой предмет, похожий на мобильное устройство. И при рассмотрении таких материалов водитель изначально виноват, ему придется доказывать, что в руках у него был другой, незапрещенный предмет, — указывает на особенности судебной системы Смирнов. — То же самое с непристегнутым ремнем. Если водитель едет в темном салоне в черной одежде — как камера поймет, есть ремень или нет? Поэтому систему в целом можно назвать перспективной, но только при условии качественных материалов, которые не вызовут сомнений».

ГИБДД: реакция водителя замедляется на три секунды

В ГИБДД рассказали, что скорость реакции водителя замедляется на три секунды при простом взгляде на экран смартфона. За это время машина проезжает в среднем 49,5 метра. В такой ситуации избежать аварии удается лишь 20% водителей, подчеркнули в ведомстве.

«При управлении со смартфоном стиль вождения становится значительно более беспорядочным. Водители допускают много отклонений в скорости движения — как вверх, так и вниз. Зачастую, отвлекаясь на телефон, они выезжают на встречную полосу движения и могут находиться на ней продолжительное время», — уточнили в Госавтоинспекции.

В ГИБДД также подчеркнули, что большинство таких аварий не связано с намеренным выездом на полосу встречного движения. Благодаря другому исследованию в ГИБДД выяснили, что около половины опрошенных водителей в России (49%) отвлекаются от дороги при управлении автомобилем, при этом 5% отвлекаются часто. Чаще всего опрошенным сигналили водители из-за того, что они разговаривали или переписывались с помощью смартфона (по 25% в России и регионах). По причине «смотрели в смартфон при медленном движении» отвлекается 19% опрошенных в России и 13% в регионах.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Александр Васильев: «Важно избежать возмущений»

Непристегнутый ремень может стать причиной более серьезных последствий в ДТП и не дает эффективно сработать подушкам безопасности, уверен автомобильный эксперт и депутат Александр Васильев.

«Ремни важны и в городе, и на трассе, поэтому если камеры смогут четко отслеживать это нарушение, эффект будет положительным, — отметил Васильев. — А разговоры по телефону, пользование соцсетями за рулем, приводят к потере внимания и бдительности. Последствия могут быть совершенно разными — как мелкие аварии в пробке и крупные, если человек потеряет управление на трассе. При этом если человек печатает сообщение, это отвлекает даже больше, чем просто разговор. Поэтому за факт наличия телефона в руке нужно штрафовать. Но тут важно, чтобы система работала на 100%. Чтобы не было никаких сомнений и со стороны возмущенных водителей не последовал вал возмущений. В ЦОДД, в ГИБДД должны также обеспечить четкий канал обратной связи для обжалования. Потому что бывают случаи, когда оштрафованные по ошибке водители пускают все на самотек и оплачивают штрафы просто потому что не могут победить бюрократию или не хотят тратить на это время».

Водители: «Надоели тормоза с телефонами»

«Я бы второй штраф сделал 5 тыс. а вместо третьего лишение!», — Сергей Кулиренко.

«Ну и будете все получать штраф за то, что ухо почесали», — Леонид Богомолов.

«А вот камеры, фиксирующие наличие/отсутствие ОСАГО, никак не заработают, хотя это было бы гораздо полезнее», — Михаил Никитин.

«Ура! Вчера ехал и за мной вот такой игрун в телефоне! Не важно, пробка или нет», — Наталья Горбовская.

«Что мешает закрепить телефон на лобовом стекле?», — Андрей Сенько.

«Давно пора! Достали дятлы, тыкающие в телефон за рулем. Или с планшетом на руле», — Анастасия Покровская.

«Не вижу проблем пользоваться смартфоном, стоя на светофоре. Навигатор, музыка... Момент старта не пропускаю», — Андрей Марухин.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

«Для разговоров по телефону есть hands-free и громкая связь. Мобильный телефон с навигатором вешается на торпеду. Про ремни вообще смешно — это безопасность», — Юлия Гомулина.

«Сама по себе тема очень неплохая. Тупящих в телефон, для которых пост в инстаграм или чей-то комментарий в фейсбуке важнее управления автомобилем, надо наказывать, несомненно. Но настораживает реализация», — Сергей Мютель.

Производители камер: «Нейросеть нужно обучать»

Разработчики дорожных комплексов объясняют, что достоверность распознавания изображений зависит от многих условий, и пока она достаточно низкая. Тем не менее, нейросеть можно обучить анализировать большинство возможных ситуаций за 3-5 лет.

«Если на улице дождь и видимость низкая, конечно камера не сможет понять, пристегнут человек или нет, есть ли у него телефон в руках или это что-то другое, — объяснил представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. — При желании камеру конечно можно обмануть и надеть майку с ремнем. Но только какой в этом смысл? Это глупо. В идеальных же условиях, при хорошей погоде, чистом лобовом стекле, можно будет хорошо рассмотреть и черный ремень на темной одежде. Конечно, идеальных условий не бывает, но если рассматривать такую меру как профилактическую, то это дело хорошее. Кроме того, нейросети учатся. Все зависит от того, какой будет установлен параметр для отсева материалов нейросетью. 

Если камеры будут отсеивать 75% материалов и операторам останется только 25%, то работы у операторов будет не так много, они будут получать лучшую выборку. Но нейросеть будет так будет обучаться медленнее, потому что не будет обратной связи. А вот на отметке 50% камеры будут лучше учиться вариантам искажения образов и с каждым разом понимать, что подходит под параметр нарушения, а что нет!».