branding imagebranding image
Autonews
Будто во сне Будто во сне
Как дорожали автомобили с 2013-го по 2020-й
Сытые годы автопрома, финансовый кризис 2014-го, медленное восстановление рынка и очередной кризис — вспоминаем с ностальгией Skoda Octavia за 600 тысяч и Toyota Camry за миллион
Спецпроект 2 июля Иван Ананьев
Стагнация экономики из-за коронавируса и очередное пике рубля из-за падения котировок нефти вызвали новый виток роста цен на автомобили. Закрытие дилерских центров в период карантина грозит дилерам убытками, которые они тоже переложат на плечи клиентов. Пока продавцы в очередной раз переписывают прайс-листы, мы решили вспомнить ключевые моменты последних лет, которые сильно повлияли на цены.
2013
Стабильность
и процветание
В 2013 году Россия принимает спорный закон «Димы Яковлева», защищает Сирию в деле о химическом оружии и триумфально бьет американцев на чемпионате мира по легкой атлетике. Из тюрьмы по амнистии выходит Ходорковский и участницы Pussy Riot, а в Челябинске падает ставший знаменитым на весь мир метеорит. В России находит пристанище главный разоблачитель века Эдвард Сноуден, а в соседней Украине начинается Евромайдан.
После рекордного 2012 года, когда в России было реализовано 2,94 млн машин, автомобильный рынок начал проявлять признаки насыщения, и в 2013-м наступил небольшой откат. Но результат все равно впечатлял: 2,78 млн машин, масса моделей на любой вкус, загруженные заводы и сытая дилерская система. Эксперты рынка прогнозировали достижение уровня 3 млн машин в ближайшие годы. Средняя цена нового автомобиля, по подсчетам агентства «Автостат», составила 907 тыс. рублей.
Lada Granta
279 000
Ford Focus
542 000
Skoda Octavia
574 000
Toyota Camry
969 000
Volkswagen Tiguan
899 000
Audi A4
1 160 000
Mercedes E-Class
1 850 000
BMW X5
2 919 000
Кризис и паника
Россия с успехом проводит зимние Олимпийские игры в Сочи, результаты которых впоследствии будут пересмотрены, но проваливает чемпионат мира по футболу в Бразилии. Волнения на Украине приводят к смене власти, Крым входит в состав Российской Федерации. В ответ многие страны вводят антироссийские санкции, страна закрывает рынок от ряда иностранных продуктов. Осенью обрушиваются цены на нефть, рубль падает до отметки 100 руб. за евро, начинается затяжной экономический кризис.
В начале года автомобильный рынок был очень стабильным, а цены повышались лишь только вслед за инфляцией или при выходе новых моделей. Но с началом кризиса из-за падения рубля производители вынуждены были повысить цены, пусть даже растянув этот процесс на многие месяцы. До конца года дилеры пытались держать цены на приемлемом уровне, а люди успели скупить все, что оставалось в дилерских центрах. Именно поэтому итоговый результат года с 2,49 млн проданных машин в этих условиях кажется очень приличным. Рост цен тоже оказался умеренным, а средний чек достиг отметки в 1 млн рублей.
Lada Granta
289 000
Ford Focus
615 000
Skoda Octavia
804 000
Toyota Camry
969 000
Volkswagen Tiguan
947 000
Audi A4
1 220 000
Mercedes E-Class
1 950 000
BMW X5
2 999 000
Катастрофическое
падение рынка
В Минске подписывают соглашения об урегулировании конфликта на востоке Украины, Путин после долгого перерыва встречается с Обамой, а в России тракторами давят санкционные продукты. Российская авиация проводит операции в Сирии, а Турция сбивает российский самолет, отношения двух государств становятся враждебными. Россия широко отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. К концу года в стране запускают систему сбора платежей с грузовиков «Платон», которая вызывает протесты дальнобойщиков.
Катастрофа на автомобильном рынке наступила после новогодних каникул, когда дилеры переписали ценники уже всерьез и продажи рухнули вниз. Некоторые модели подорожали на 10–20%, на другие цены выросли больше. Больше других (на 40%) подорожал кроссовер Opel Mokka — машина в средней комплектации и с полным приводом продавалась за 1 345 000 руб. вместо прежних 965 000 рублей. Весной General Motors остановит российский завод и свернет продажи Opel и Chevrolet. Позже рынок лишится целого ряда других моделей и брендов. Средняя цена резко вырастает до 1,3 млн руб., а объемы продаж падают до 1,6 млн штук.
Lada Granta
289 000
Ford Focus
615 000
Skoda Octavia
804 000
Toyota Camry
969 000
Volkswagen Tiguan
947 000
Audi A4
1 220 000
Mercedes E-Class
1 950 000
BMW X5
2 999 000
Стабилизация
и неспешный рост
Россия выводит войска из Сирии и восстанавливает отношения с Турцией, Госдума принимает закон о реновации, США останавливает выдачу виз гражданам России, разворачивается маховик допинговых скандалов, из-за которых российских спортсменов лишают медалей Олимпиады в Сочи и возможности выступать под флагом страны на Играх 2018 года. Открытием года становится биткоин, курс которого вырастает в 20 раз.
Скачков цен на автомобильном рынке больше не было, люди привыкли к новым цифрам, заработали программы господдержки, а рубль демонстрировал стабильность. Высокий отложенный спрос начал оживлять рынок, и в марте он перешел к медленному росту. Цены за год выросли примерно на 3%, а средняя достигла отметки 1,34 млн рублей. Самой популярной моделью стала иномарка — седан Kia Rio стоимостью 650 900 руб. против 383 900 руб. за начальную Lada Granta. В списке лидеров надежно прописался кроссовер Hyundai Creta с ценой от 789 900 рублей.
Lada Granta
383 900
Ford Focus
834 000
Skoda Octavia
957 000
Toyota Camry
1 364 100
Volkswagen Tiguan
1 459 000
Audi A4
1 920 000
Mercedes E-Class
2 950 000
BMW X5
3 860 000
Торможение и откат
В России гремит дело журналиста Ивана Голунова, в Москве проходят массовые протесты оппозиции из-за выборов в городскую думу, а из Третьяковки на глазах у всех крадут картину Куинджи. В Сибири горят леса, а в Иркутской области случается сильнейшее наводнение. В Жуковском неисправный самолет садится на кукурузное поле. Антидопинговое агентство отстраняет Россию от всех международных соревнований.
Прошлый 2018 год не оправдал надежды автомобильного рынка — началась стагнация, а потом и медленное падение, которые объясняли реализацией отложенного после кризиса спроса, высокими ценами и отсутствием внятной господдержки. Серьезное влияние оказал и рост НДС. По итогам года рынок сократился на 2,3%, до 1,76 млн машин. При этом средняя цена, по подсчетам «Автостата», выросла до 1,56 млн рублей.
Легковое отделение Ford не выдержало конкуренции и свернуло работу, остановив свои заводы. Бывший бестселлер Ford Focus к этому моменту почти не продавался. Цены на премиум старших сегментов полетели в космос.
Lada Granta
419 000
Ford Focus
 
Skoda Octavia
984 000
Toyota Camry
1 573 000
Volkswagen Tiguan
1 459 000
Audi A4
1 970 000
Mercedes E-Class
3 190 000
BMW X5
4 590 000
Нефтяной кризис
и коронавирус
Нынешний год начался с роста утилизационного сбора. Эксперты заранее прогнозировали падение объемов продаж до 1,72 млн машин, поскольку при нынешнем уровне цен спрос в целом можно было считать удовлетворенным, а новых мер стимулирования рынка не предлагалось. А потом в дело вмешались сначала нефтяной кризис с падением рубля, а потом и коронавирус, который остановил производства и продажи по всему миру.
Кризис поначалу даже подхлестнул продажи, и в I квартале они выросли на 1,8%. Но уже в апреле компании начали поднимать цены на несколько процентов, а дилеры были вынуждены остановить работу на неопределенный срок. Сейчас Lada Granta стоит 460 900 руб., Toyota Camry — минимум 1 654 000 руб., а Volkswagen Tiguan подорожал до 1 619 000 руб., и это явно не предел. Каким будет итог года, сейчас не берется предсказать никто.
Lada Granta
460 900
Ford Focus
Skoda Octavia
1 140 000
Toyota Camry
1 654 000
Volkswagen Tiguan
1 619 000
Audi A4
2 200 000
Mercedes E-Class
3 300 000
BMW X5
4 660 000
Фотографии: Getty Images (Jamie Squire, Chip Somodevilla, Ernst Haas, Alessia Pierdomenico, Thomas Trutschel, Dan Kitwood, Valya Egorshin, Quinn Rooney, Nora Tam), ТАСС (Юрий Смитюк, Дмитрий Серебряков, Сергей Бобылев).