О странной истории лишения водительских прав рассказал автомобилист из Кемеровской области. Он уверяет, что хоть и был нетрезв, но машиной не управлял. Однако доказать это инспекторам ГИБДД не смог. После ссоры с супругой он ушел из квартиры, спустился во двор и, как уверяет, решил переночевать в своем автомобиле. Вернуться домой жена не разрешила.
«Я негромко включил музыку в автомобиле и уснул, — уверяет водитель. — Меня заметили патрулировавшие территорию инспекторы ГИБДД. Сотрудники меня разбудили, нашли понятых, заставили дунуть в трубочку и пройти тест на алкоголь. Опьянение подтвердилось, хотя я уверял, что никуда не ездил. Это мне посоветовали доказывать уже в суде. Протокол я не подписывал. На следующий день обратился с жалобой в районное отделение ГИБДД. Там тоже отправили в суд».
Автомобилист нанял адвоката, но отстоять свою версию не смог. Он пытался доказать, что момента остановки его машины на видео нет, а есть только запись прохождения освидетельствования и составления протокола. Но суду оказалось достаточно протокола — согласно ч. 1 ст. 12.18 КоАП, водителя оштрафовали на 30 тыс. руб. и лишили прав на минимально возможный в таком случае срок — полтора года.
Водителю нельзя было даже близко подходить к своему автомобилю в нетрезвом виде. В этом уверен старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
«В законодательстве нет наказания за нахождение в собственном автомобиле без движения в состоянии опьянения, есть только за езду в пьяном виде. Но при наличии составленного инспектором ГИБДД протокола доказать, что водитель не собирался начать движение, практически невозможно, — объяснил Гусятников в беседе с Autonews.ru. — Управление автомобилем в состоянии опьянения, если это не привело к ДТП, травмам или гибели людей, — это административное правонарушение. Такие дела рассматривают мировые суды. В 98% судья даже не будет разбираться и вынесет решение в соответствии с тем, что написано в протоколе».
Поэтому, по словам адвоката, в состоянии опьянения лучше обходить автомобиль стороной, потому что при проверке в дальнейшем доказать что-то будет практически невозможно.
«Собрать нормальную доказательную базу в таких ситуациях вряд ли получится, — предупредил Гусятников. — Я не думаю, что пьяный человек, который решил пересидеть в машине, задумается о том, чтобы включать регистраторы, настроить приборы записи. Он просто придет и сядет. К тому же судьи не любят приобщать видео- и аудиозаписи в качестве доказательств, потому что очень сложно установить, когда именно и при каких обстоятельствах они были сделаны. Например, вчера человек попал в вышеописанную ситуацию, а сегодня сел в свою машину и сделал оправдательную запись. Полицейский протокол в данном случае выглядит более убедительно, у него есть место, время, данные составителя».
По мнению эксперта, единственный шанс получить минимальное наказание — это признать свою вину, «покаяться» и пообещать больше так не делать.
«В этом случае судьи, как правило, выносят более мягкое решение, — поделился своим опытом адвокат. — Пытаться полностью уйти от наказания, если речь идет о штрафах до 30 тыс. рублей, достаточно бессмысленно, судьи остаются непреклонны. Также бессмысленно нанимать в таких делах адвоката, в итоге это обойдется дороже, а результат будет тот же. Дела об административных правонарушениях можно выиграть только по процессуальным моментам: если неправильно оформлен протокол, отсутствуют понятые и так далее».
В свою очередь юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов обращает внимание на то, что закон не запрещает сон в автомобиле. Главное, чтобы машина стояла на месте. При этом он признает, что ситуации, когда выпившие водители уверяют, что спали за рулем, или даже пересаживаются на пассажирское место, происходят регулярно.
«Неустранимые сомнения должны толковаться в пользу автомобилиста. Будет иметь значение, заведен двигатель или нет, будут ли инспекторы ГИБДД расценивать это как попытку тронуться с места», — уточнил адвокат.
В том, что ситуация с ночевкой в машине в состоянии опьянения вполне могла произойти на самом деле, не сомневается исполнительный директор Тамбовского регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев. Он напомнил о том, что несколько лет назад Верховный суд рассматривал любопытный случай с жителем Нижнего Тагила. Водителя оштрафовали и лишили прав за то, что он отказался пройти проверку на алкоголь, когда занимался ремонтом своего самосвала.
«Тот автомобиль был не на ходу, — уточнил адвокат. — Сотрудники ГИБДД даже не смогли оттранспортировать его на спецстоянку. Самосвал вообще не мог двигаться своим ходом: у него была снята корзина сцепления. Однако это не помешало им предъявить претензии человеку. И пусть Верховный суд в конечном итоге и постановил, что находиться в машине, будучи нетрезвым, никакое не нарушение, но только до тех пор, пока человек не взялся за руль и не тронулся с места. Об этом следует помнить, иначе придется потратить очень много времени на возвращение своих прав. И не факт, что дело разрешится в пользу такого водителя».
Бибаров-Государев считает, что все-таки у автомобилистов есть шанс доказать свою невиновность, главное — собрать как можно больше доказательств того, что машина не двигалась с места. «Показания свидетелей не основное доказательство, суды часто не доверяют им. Лучше ссылаться на показания объективных средств контроля — на записи регистраторов, камер уличного слежения, счетчика моточасов. Отличным доказательством может выступать официальная выписка о показаниях прибора ГЛОНАСС, установленного на автомобиле», — посоветовал адвокат.
Тем, кто оказался в безвыходной ситуации и вынужден заночевать в машине, эксперт рекомендует в таком случае «устроиться поудобнее». Ночевка не должна выглядеть так, будто водитель собирается двинуться с места. Лучше разложить сиденье и устроиться не за рулем, а на пассажирском месте.