Самой обсуждаемой новостью последних дней среди автомобилистов стала отмена нештрафуемого порога превышения скорости +20 км/ч. Соответствующие публикации появились в нескольких информационных каналах — в них авторы сообщали о внеплановой конференции ГИБДД. Там якобы объявили о введении в России штрафов за превышение скорости на 20 км/ч уже с 8 июня. Это спровоцировало волну слухов и непонимания со стороны водителей, многие из которых на время карантина перестали не только следить за новостями в автомобильной жизни, но и в принципе выезжать на дороги. Autonews.ru выяснил, что происходит на самом деле.
Никакой пресс-конференции ГИБДД, где объявляли бы об отмене нештрафуемых +20 км/ч, не проводили. Более того, каждая подобная публикация сопровождалась рекламой производителя видеорегистраторов из Санкт-Петербурга. По данным Autonews.ru, в Госавтоинспекции уже провели работу по удалению фейковых новостей из Сети, а в ближайшее время на сайте ведомства должно появиться опровержение.
Подобные фейки на тему +20 км/ч появляются регулярно. И, как правило, сопровождаются рекламой видеорегистраторов. Чтобы продвинуть свою продукцию, продавцы часто делают информационные вбросы о том, что наличие регистраторов в машине якобы станет обязательным. В ГИБДД регулярно опровергают эту информацию и просят пользоваться только проверенными источниками информации и заходить для проверки таких данных на сайт Госавтоинспекции.
Важно понимать, что самостоятельно ведомство не может принимать подобных решений и не может выступать автором каких-либо законодательных инициатив. Для введения любых изменений в порядок взимания административных штрафов сначала необходимо подготовить законопроект об изменениях в КоАП, пройти этап публичных слушаний, затем получить одобрение в правительстве и пройти слушания в Госдуме. Только после такой длительной процедуры изменения вступают в силу. При этом нововведение может заработать и значительно позже его принятия — для того, чтобы граждане успели подготовиться.
Обновленный проект нового КоАП уже подготовлен и представлен Министерством юстиции. Ведомство в том числе отвечает и за подготовку «водительского» раздела, где прописана административная ответственность за нарушения ПДД.
Первоначальная версия документа предусматривала масштабные ужесточения для водителей. Например, введение штрафа в 3 тыс. руб. за превышение скорости на 20–40 км/ч.
При этом ответственности за превышение скорости на 10–20 км/ч там не появилось: после резкой критики предложенных штрафов Минюсту пришлось экстренно перекраивать «водительскую» главу и откатывать предложенные повышения к текущим размерам штрафов.
Сейчас в новом проекте документа подобной ответственности не прописано — Autonews.ru направлял запросы в Минюст о возможных планах по включению этой инициативы в КоАП, однако ответа не поступило. Тем не менее очевидно, что это изменение в проекте не появится — он уже прошел большую часть публичных обсуждений, все идеи и предложения сформированы, а в ближайшее время ведомство должно дать отзыв на каждое из них.
При всем этом в ГИБДД давно сформировали свою позицию по поводу нештрафуемых +20 км/ч. Глава ведомства Михаил Черников не раз заявлял, что так на дорогах «быть не должно». В сентябре 2019 г. замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказывал, что в МВД уже поддержали идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Он обещал, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП.
Затем эту идею поддержал уже бывший на текущий момент вице-премьер Максим Акимов, который вновь заявил, что нештрафуемый порог превышения скорости будет понижен с 20 до 10 км/ч. При этом он обещал, что изменения будут вводиться постепенно, в режиме пилотных зон. Акимов пояснял, что ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч.
Но после этого в решении вопроса началась чехарда, связанная в том числе и со сменой правительства. Так, в конце 2019 г. в аппарате экс-премьер-министра Дмитрия Медведева рассказали о том, что глава правительства усомнился в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Сам бывший премьер напомнил, что МВД также не поддерживает эту инициативу.
«Я пока не предрешаю окончательного подхода, но как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем», — рассуждал Медведев.
В МВД отреагировали буквально на следующий день. Руководитель ведомства Владимир Колокольцев заявил, что он против идеи снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Он также напомнил, что МВД выступает за то, чтобы увеличить разрешенные скорости на автомагистралях.
Затем произошла смена правительства — свои посты покинули и Акимов, и Медведев. По данным источников Autonews.ru, ряд автомобильных инициатив был переадресован новому премьер-министру Михаилу Мишустину. Однако пока Мишустин входил в курс дел, Россию накрыла пандемия коронавируса и автомобильная тема отошла на второй план.
При этом первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, автор поправки о нештрафуемом пороге в +20 км/ч, не раз заявлял Autonews.ru, что будет блокировать любые попытки отмены этой нормы. По его словам, делать он это будет до тех пор, пока не пройдет тотальный аудит улично-дорожной сети, включая проверку разметки и дорожных знаков на предмет их соответствия дорожной обстановке, федеральным законам и ПДД, обоснованность ограничений скоростного режима и расстановку камер. Лысаков уверен, что действующий сейчас в России скоростной лимит на ряде трасс нужно повысить. И только после этого можно будет вводить новые ограничения.
«Стало нормой устанавливать ничем не обоснованные ограничения скоростного режима в паре с камерами не там, где это необходимо для обеспечения безопасности и профилактики нарушений, а там, где легче собрать штрафные деньги. Это самые настоящие ловушки для водителей. Нередко из ниоткуда появляются знаки с ограничением скорости 40 км в час. А до этого, представьте, водители ехали с разрешенной скоростью 90–110 км в час. При этом камера фиксирует автомобиль сразу с точки установки камеры, а не через, например, 200 метров. Эти «кормушки» надо убирать», — утверждал Лысаков в своей авторской колонке на Autonews.ru.
Он считает, что сейчас в России скоростной порог значительно занижен. «На Кутузовском проспекте в Москве скорость ограничена 80 км/ч, но сейчас благодаря поправке +20 км/ч по нему можно ехать более-менее прилично. А власти еще хотят снизить порог до 60 км в час», — привел пример Лысаков.
Пока вопрос остается на этом уровне обсуждений. В числе сторонников введения ответственности за такое превышение скорости остается и глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. Чиновник уверен, что такие меры помогут «кардинально снизить» смертность на дорогах.