В мае власти Москвы провели масштабную проверку данных автомобилистов для актуализации базы пропусков. Чистка была связана с «большим количеством мошеннических действий» — водители указывали данные компаний, к которым не имели никакого отношения. Об этом Autonews.ru сообщили по телефонам горячих линий правительства столицы и департамента информационных технологий. В итоге после проверки власти аннулировали все пропуска, в которых водители указали некорректную или недостаточную информацию. Если автомобилисты продолжат ездить с такими документами, получат штрафы. Однако под санкции попали и добросовестные водители — их пропуска тоже оказались недействительными. Разбираемся, из-за каких неочевидных обстоятельств можно лишиться минимум 5000 рублей.
Есть много причин, по которым оформленный пропуск могут аннулировать даже спустя несколько дней после его успешного оформления (в том числе если он считался действительным при проверке на сайте mos.ru). Как объяснили на горячей линии, если заявка подается через SMS, нередко возникают ошибки. Например, информация об ИНН попадает в блок данных вместе с госномером автомобиля. Также в списке возможных причин указание несуществующего или некорректного ИНН. Кроме того, сам водитель может оказаться в списке заболевших новым вирусом или же тех, кто с ними контактировал. Самые частые ошибки — некорректно указанные данные об имени и фамилии автомобилиста.
Один из столичных автомобилистов пожаловался Autonews.ru, что около 22 часов 29 апреля получил сообщение на электронную почту о том, что через пять часов пропуск аннулируют. Причина в том, что ИНН работодателя был введен некорректно либо водитель не числится в этой организации. «Просим уточнить ИНН организации, обратиться к работодателю или вновь оформить цифровой пропуск», — говорилось в сообщении.
При этом все данные об организации были указаны точно: указанный ИНН полностью совпадал с данными работодателя, имелся у водителя и «белый» трудовой договор.
«Извещение пришло вечером, к счастью, я проверил электронную почту, — рассказал автомобилист. — Иначе получилось бы, что при поездке утром мне пришел бы с камер штраф. Ведь актуальность пропуска я на всякий случай несколько раз проверял на сайте mos.ru, несколько раз перед поездками. Каждый раз получал подтверждение, что пропуск работает, поэтому не факт, что сделал бы это с утра. Оформил новый пропуск, но с теми же данными. И ездить теперь страшно — а если его опять аннулируют? И будет ли считаться, что я нарушитель, пока езжу все это время под камерами. Ведь эти данные один раз уже оказались некорректными».
По телефону горячей линии правительства Москвы корреспонденту Autonews.ru не смогли объяснить, есть ли риск получения штрафа за езду по пропуску в течение недели, который в дальнейшем оказался по мнению властей недействительным. Также там затруднились ответить на вопрос, насколько в таком случае законно ездить с новым пропуском, оформленным по точно таким же данным. Оператор посоветовала лишь заново создать пропуск и перепроверять его перед каждой поездкой.
«У нас нет данных, которые вы запрашиваете», — признался собеседник, пообещав, что запросит их у руководства и водителей известят дополнительно.
Оператор горячей линии столичного департамента информационных технологий в свою очередь рассказала, что по проблеме отмены пропуска из-за некорректного указания ИНН им поступило уже очень много звонков. «У многих номера действительно правильные, даже я попала в такую же ситуацию, — поделилась оператор. — Жесткую проверку провели из-за разных мошенников. А теперь люди жалуются. Но все данные мы получаем от налоговой службы, наверно, они что-то напутали, что-то не совпало, и аннулировали очень много пропусков».
В департаменте посоветовали заново оформить цифровой пропуск и заверили, что штрафов за все предыдущее время пользование таким документом водителям не придет. Однако посоветовали каждый раз проверять актуальность пропуска перед поездкой — любые изменения в базе отражаются только через пять часов. Поэтому нужно дождаться, пока исправления обновятся в системе.
В свою очередь источник Autonew.ru в Федеральной налоговой службе заверил, что ведомство лишь предоставляет имеющиеся у них данные, а то, как происходит их интеграция и сверка, находится исключительно в ведении властей. В пресс-службе департамента информационных технологий на запрос Autonews.ru не ответили, сославшись на занятость.
Обладатель одного из самых первых штрафов в Москве за езду без пропуска в период режима повышенной готовности Максим Чирков получил штраф в 5000 рублей именно из-за досадной ошибки. Как объяснил водитель, его пропуск, в котором был указан автомобиль Toyota, действовал до 30 апреля. По всем проверкам на сайте mos.ru, как утверждал автомобилист, пропуск отображался как работающий. Однако водителя оштрафовали — 22 апреля камера сфотографировала его машину, а 27-го пришел штраф.
Как объяснили в выписавшей штраф МАДИ, водитель допустил ошибку — не указал последние две буквы госзнака, поэтому система просто не видела, что этот автомобиль зарегистрирован.
«Система считает, что я сам дурак и не ввел две буквы своего номера, но при этом на номер С354КМ199 пропуск есть! И как вообще может система выписать пропуск на шесть символов, когда минимум нужно ввести восемь?» — возмутился автомобилист.
Штраф по причине ошибки с самого начала аннулировать отказались. Однако то, как же удалось получить ошибочный пропуск, который при проверке водителем при помощи системы mos.ru еще и значился как действующий, чиновники не объяснили.
Тем не менее, из-за большого количества случайных ошибок, которые допускают водители, власти все-таки решили отменять штрафы. Речь идет о тех, где есть явные случайные ошибки в буквах или цифрах.
«Мы решили отменять такие штрафы, в МАДИ есть для этого законные основания — за малозначительностью. Как мы всегда говорили, никакой цели сбора штрафов у нас нет», — заявил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов 14 мая.
Заммэра уточнил, что сейчас без пропусков по Москве ездят не более 3% автомобилистов. Ликсутов посоветовал водителям до поездки проверять наличие пропуска на автомобиль.