branding imagebranding image
Autonews
Карантин Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

10 трудностей, которые автомобилисты испытывают во время карантина

Проблемы с пропусками, закрытые автосалоны и сервисы, сложности с парковкой, опасный режим эвакуации, возвращение постов на дорогах и другие неприятности
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

В России около месяца действует режим самоизоляции, а для проезда на машине требуется оформлять цифровой пропуск. Карантинные меры властей максимально затрудняют перемещение автомобилистов, а те, кто все-таки решает выехать, сталкиваются с целым рядом трудностей, по сравнению с которыми закрытые кафе на заправках — сущая мелочь.

Система пропусков работает со сбоями

Система электронных пропусков в Москве заработала не без сбоев. В первые дни сотни тысяч пропусков были аннулированы якобы по причине недостоверных данных, также в разряд незаконных попали пропуска, оформленные индивидуальными предпринимателями. Власти признали ошибки и восстановили часть пропусков, но из-за этой неразберихи многие водители успели получить штрафы. При этом у сотрудников ГИБДД часто не получается проверить пропуска из-за технических проблем, а многие таксисты вовсе не научились это делать.

Фото: Евгений Самарин / Mos.ru Карантин 4 мая 2020 Пропуска для передвижения: что делать, если аннулировали
Фото: Максим Денисов / Mos.ru Карантин 4 мая 2020 «Это просто удавка». Новый штраф для автомобилистов пропишут в КоАП

В Москве водители начали получать и постановления с камер, причем в соцсетях появились жалобы на штрафы даже при оформленных пропусках. Чаще всего это происходит из-за ошибок самих автомобилистов, но система никак не проверяет данные на этапе оформления, а об ошибке водитель узнает только из штрафного постановления. С конца мая к системе контроля пропусков присоединится еще 21 регион, и количество проблем или сбоев будет только расти.

Эвакуаторы вынуждают нарушать режим изоляции

Службы эвакуации в Москве и других городах не ушли на карантин и продолжают работать, а власти намерены и дальше увозить неправильно припаркованные машины. Как уточнили в столичном дептрансе, никаких изменений в работе службы эвакуации в Москве не планируется. Проблема в том, что поездка в ГИБДД и на штрафстоянку за автомобилем вынуждает нарушать режим самоизоляции и стоять в очередях, а ждать окончания карантина невозможно из-за платы за каждый день нахождения машины на стоянке.

Кроме того, на время карантина закрыты сервисные центры «Московский транспорт», в которых можно было получить разрешение забрать эвакуированный автомобиль. Сейчас получить разрешение на возврат автомобиля можно только в приемных на самих спецстоянках либо в отделении ГИБДД, если эвакуацию оформил сотрудник именно этого ведомства.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Сложно выбрать и купить автомобиль

Во многих регионах дилерские центры уже начинают открываться, но в привычном формате шоурумы пока не работают. Заказать и оплатить автомобиль можно онлайн, а получить машину — либо по бесконтактной процедуре в том же дилерском центре, либо оформив доставку к подъезду. Этим требованиям удовлетворяют далеко не все продавцы.

«Передача автомобиля в текущих условиях осуществляется бесконтактно в дилерском центре или путем доставки покупателю с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. На данном этапе более 50 наших дилерских центров обеспечивают возможность онлайн-оплаты полной стоимости автомобиля и дистанционную выдачу, когда автомобиль к месту проживания клиента привозят на эвакуаторе», — рассказала Autonews.ru директор департамента продаж легковых автомобилей АО «Мерседес-Бенц РУС» Мария Морозова.

Не работают автосервисы, мойки и шиномонтажи

Если продажи автомобилей можно отправить в онлайн, то с обслуживанием и ремонтом дело обстоит не так хорошо. Многие сервисы закрылись, некоторые перешли на полулегальное положение, при котором клиент оставляет и забирает автомобиль на стоянке, а расплачивается переводом на банковскую карту. После того как ассоциация «Российские автомобильные дилеры» вместе с РСА попросила премьера Михаила Мишустина разрешить ремонт автомобилей и продажу запчастей, региональные власти получили право открывать сервисные центры при условии соблюдения санитарных мер.

«Через запрос под отдельный сервис можно получить разрешение на работу. Работать можно с соблюдением норм, прописанных в пунктах 9 и 10 указа номер 39. Также нужно подать форму численности сотрудников на предприятии», — рассказала Autonews.ru сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. Однако многие сервисы не могут обеспечить эти условия и либо не работают вовсе, либо осуществляют деятельность нелегально.

То же касается моек — те, где мойщик может контактировать с клиентом, работать не должны. Запрет не касается моек самообслуживания, на некоторых из которых даже появился режим дезинфекции автомобиля, а также перчатки и антисептики. А с заменой зимней резины на летнюю власти вообще рекомендовали повременить до окончания карантина, чтобы не создавать точек притяжения людей у мастерских.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Запрещенный каршеринг занимает парковки

В середине апреля в Москве, Санкт-Петербурге и Нижегородской области была приостановлена работа каршеринга из-за падения спроса и невозможности проконтролировать соблюдение санитарных мер. Запрет обернулся для операторов ежедневными убытками в размере около 30 млн руб., а суммарный объем потерь четырех крупнейших операторов, по подсчетам основателей BelkaCar, составил 1,3 млрд в месяц. Владимир Путин распорядился выделить 2,5 млрд на льготные лизинговые механизмы для операторов каршеринга, но пока компании не получили льгот.

Остановив работу, операторы переместили часть машин в другие города, а остальные были вынуждены поставить на прикол. Машины заняли парковки торговых центров и городские паркинги, оставив тем самым минимум места для остальных автомобилистов. В итоге припарковаться в Москве стало сложно даже на платных стоянках, а дворы плотно забиты машинами, поскольку люди сидят по домам. От полного коллапса город спасает только отъезд части иногородних водителей и тех, кто уехал изолироваться на дачи.

Посты на дорогах тормозят движение

Во время карантина на дороги вернулись почти забытые пикеты ДПС, которые появляются в самых разнообразных местах на въездах в города, крупных развязках, сельских дорогах и дворах. Полицейских чаще всего интересуют цифровые пропуска, причем у всех, кто находится в автомобиле. Повальные проверки могут занимать много времени, особенно если у полицейских плохо работают смартфоны или им приходится вручную вбивать номера пропусков без QR-кода.

Помимо пропусков полиция обращает внимание и на все остальные нарушения, контролируя использование ремней безопасности, тонировку, наличие страховки и отсутствие очевидных неисправностей. Получить штраф за сравнительно небольшие нарушения сейчас гораздо проще, чем, например, месяцем ранее.

Фото: Алина Распопова / РБК
Фото: Алина Распопова / РБК

Водители чаще нарушают и получают большие штрафы

Пустые дороги провоцируют водителей на нарушения скоростного режима, а из-за снижения трафика и нагрузки на вычислительные центры штрафы приходят на удивление быстро. В Москве получить штрафное постановление можно всего через пару часов после нарушения, области на обработку нарушения требуется не более суток.

К привычным штрафам добавились наказания за отсутствие цифрового пропуска или ошибочные сведения в нем. В первый же день автоматического контроля в Москве камеры зафиксировали 230 тыс. автомобилей без пропуска и выписали штрафов более чем на миллиард рублей. Официально столичный дептранс не комментирует, сколько именно штрафов за день может получить машина без пропуска, но опыт первых нарушителей говорит о том, что речь все-таки идет об одном штрафе в день.

Появились поддельные пропуска

Сразу после введения пропускной системы в Сети появились мошенники, обещающие оформить право на поездку в любом регионе России, включая те, где никаких пропусков еще не ввели. Документы при этом могут быть вполне легальными, выданными другому человеку или предприятию. Но чаще всего такие предложения — банальное мошенничество, когда злоумышленники просят перевести деньги и исчезают.

Так, выявлены случаи продажи копий реальных документов за 1500 руб., а также справок с работы на «разрешенных» предприятиях за сумму от 1000 до 2000 рублей. А за цветные документы, разрешающие проезд по Краснодарскому краю, где действует довольно строгая пропускная система и штрафы до 40 тыс. руб., мошенники просят до 7 тыс. рублей. Там, где действуют цифровые пропуска, мошенники предлагают внести данные о водителе и автомобиле в некие базы данных, но проверить это невозможно.

Фото: Алина Распопова / РБК
Фото: Алина Распопова / РБК

Невозможно получить права и зарегистрировать машину

Госавтоинспекция остановила прием экзаменов на водительские права, и сроки возобновления экзаменов пока не определены. Точно так же отделения ГИБДД сейчас не обменивают удостоверения с истекшим сроком давности. Но штрафов можно не бояться — в начале апреля Владимир Путин подписал закон о продлении срока действия паспортов и водительских прав, который истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года, на три месяца.

С регистрацией дело обстоит проще — отделения ГИБДД продолжают работать, но только по предварительной записи на портале госуслуг. В итоге услуги оказываются более упорядоченно и быстро. При этом высшее руководство ГИБДД пообещало не штрафовать автовладельцев, которые нарушили сроки регистрации транспортных средств.

Нельзя получить диагностическую карту для ОСАГО

Офисы страховых компаний и пункты техосмотра сейчас закрыты, но оформить страховку — как обязательную автогражданку, так и каско — уже давно можно онлайн. «За первые две недели апреля, когда по всей стране были усилены карантинные меры, количество электронных полисов ОСАГО в среднем выросло на четверть по сравнению с мартом», — рассказал Autonews.ru президент РСА Игорь Юргенс. Водителю достаточно распечатать полис или просто иметь его номер в смартфоне.

Формально для получения ОСАГО автомобиль должен пройти техосмотр и получить диагностическую карту, но сейчас это сделать невозможно. Поэтому временно Центробанк разрешил оформлять полисы без диагностики машины. Однако, как уточнил Игорь Юргенс, на автомобилиста накладывается обязанность получить диагностическую карту после окончания карантинных мер и представить ее страховой компании.