ГИБДД временно отменила некоторые штрафы на фоне ограничений из-за ситуации с распространением коронавируса. Например, водители могут избежать наказания за нарушение сроков регистрации автомобиля, который был куплен в период особого режима для подразделений Госавтоинспекции.
Кроме того, прекратило работу мобильное приложение «Помощник Москвы», при помощи которого обычные граждане фиксируют нарушения, связанные с парковкой машин. Тем не менее в 2020 году автомобилистов ждут очередные ужесточения.
После начала роста количества диагнозов COVID-19 в Москве столичный мэр Сергей Собянин пообещал «жестко наказывать» водителей, не соблюдающих карантин. К тому моменту премьер-министр России Михаил Мишустин уже утвердил соглашение МВД и правительства, дающее право сотрудникам полиции штрафовать автомобилистов, нарушивших правила самоизоляции. Степень наказания варьируется от 5000 рублей вплоть до задержания автомобиля и его отправки на штрафстоянку.
Сначала нововведение распространялось только на тех, кто заразился коронавирусной инфекцией, а также на тех, кто обязан оставаться дома — после контакта с заболевшими или возвращения из других стран. С 15 апреля штраф начал грозить уже всем автомобилистам, которые ездят без цифрового пропуска. Впрочем, корреспондент Autonews.ru, дежуривший на одном из въездов в Москву, рассказал, что сотрудники ГИБДД еще не применяют такие меры. В случае отсутствия электронного документа они ограничиваются беседой и разворачивают водителя обратно.
Не так давно на слушаниях в Общественной палате прозвучало предложение ввести в новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) отдельные понятия «опасное вождение» и «агрессивное вождение». Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что в кодекс можно внести минимальные изменения, чтобы при тяжелых последствиях от неадекватного поведения на дороге нарушителя можно было привлечь по статье «Хулиганство», по которой предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Эксперт отметил, что данную статью можно применять, например, к тем, кто превысил скорость более чем на 40 км/ч или, скажем, был повторно пойман за пьяную езду в течение одного года. По замыслу, выносить такие обвинения должны только суды. Кстати, в проекте нового КоАП уже предусмотрено наказание за опасное вождение со штрафом 5 тыс. руб., однако такую ответственность до сих пор не ввели.
В скором времени ГИБДД планирует начать применять на дорогах новые камеры, которые смогут фиксировать использование мобильного телефона водителем во время езды. На начальном этапе такие устройства, работающие на основе нейросети, должны появиться в Москве. При этом сначала разработчикам необходимо протестировать специальный софт, который позволит четко определять факты использования устройства и отбраковывать ложные срабатывания. Штрафы должны приходить автомобилистам по почте. Если в момент нарушения за рулем был другой водитель, то собственник сможет переписать на него постановление в рамках обжалования.
На данный момент размер штрафа за использование мобильника во время езды составляет 1500 рублей. Однако ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков предложил увеличить взыскание за данное нарушение до 5000 рублей.
В марте глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что ведомство готовит новый законопроект, согласно которому нарушители на автомобилях с иностранными номерами не смогут покинуть Россию в случае неоплаченных штрафов. Нововведение предусматривает задержание автомобиля на границе вплоть до погашения задолженности, а также возможность отправлять штрафные уведомления за рубеж. Источник Autonews.ru в МВД рассказал о «высокой готовности» нового международного соглашения, которое позволит полиции обмениваться данными о водителях из разных стран.
На данный момент у ГИБДД нет возможности штрафовать всех иностранцев, так как данные с камер фиксации нарушений не всегда позволяют оперативно установить фактического нарушителя. Так, в 2019 году водители машин с зарубежными номерами должны были внести в казну порядка 1,3 млрд рублей по штрафам, из которых было оплачено только 459 млн рубей.
В конце прошлого года правительство России одобрило законопроект о новом штрафе для автомобилистов, которые не внесли деньги за проезд по платной дороге. Согласно документу, неоплаченный проезд приравняют к административному правонарушению — по аналогии с отказом вносить средства за стоянку на муниципальных городских парковках. Штраф для водителей легковушек должен составить 2500 руб., тогда как владельцы грузовиков должны будут заплатить 5500 рублей. На данный момент законопроект направлен на рассмотрение в Госдуму.
Вопрос о снижении нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч стал одной из самых обсуждаемых тем 2019 года. Сторонники и противники нововведения, спорившие не только с ГИБДД, но и друг с другом, нашлись на самых высоких уровнях. Например, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев выступал категорически против отмены льгот, тогда как вице-премьер Максим Акимов говорил о неизбежном снижении нештрафуемого порога, который будут «вводить поэтапно». Впрочем, в середине января 2020 года правительство было отправлено в отставку и дискуссия снова зашла в тупик.
Вместе с тем ГИБДД выступала за значительное увеличение размера штрафов за серьезные нарушения ПДД, в том числе за несоблюдение скоростного режима. К примеру, в полиции предлагали ужесточить размер взыскания за превышение лимита на 20–40 км/ч вшестеро — до 3000 рублей. Впрочем, в марте в Министерстве юстиции отказались от резкого повышения штрафов.