Почти два года ушло у представительства Волгоградской области в Москве на оспаривание 300-тысячного штрафа за парковку на газоне в столице. Машину сфотографировал на мобильный телефон пользователь сервиса «Помощник Москвы». Адвокаты чиновников уверяли, что представительский седан Kia Quoris стоял вовсе не на газоне, а на обочине. Само приложение, как уверяли оштрафованные, работало некорректно. Чтобы отменить наказание и отправить дело обратно на рассмотрение, чиновникам пришлось дойти до Верховного суда.
Согласно материалам дела, которые имеются в распоряжении Autonews.ru, 4 сентября 2018 г. в 22 часа 05 минут водитель служебной Kia Quoris припарковал автомобиль на северо-востоке Москвы по адресу ул. Годовикова, 16А, стр.1 «на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями». Все обстоятельства нарушения подтверждались постановлением, фотоматериалом и таблицей к материалу с данными о границах территории с зелеными насаждениями. Согласно ст. 8.25. КоАП Москвы, такое нарушение наказывается штрафом в 5000 рублей для физических лиц и 300 000 рублей — для юридических лиц и организаций.
Когда в представительство Волгоградской области пришел штраф на 300 000 рублей, адвокаты попытались его оспорить. В Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) жалобу отклонили, и чиновникам пришлось идти в суд. Там сторона защиты поставила под сомнение исправность программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ПАК ПМ). По словам защитников, территория с зелеными насаждениями была огорожена и припарковаться на газоне не было никакой возможности. Они уверяли, что на фотографии под автомобилем не наблюдается покрытия, подходящего под определение «зеленые насаждения». На «Яндекс.Картах» от 2018 г. можно увидеть, что по адресу ул. Годовикова, 16А находится школа, которая отделена от тротуара и проезжей части забором.
Представленный защитой паспорт благоустройства суд назвал неактуальным, а информацию о газонах на данном участке в 2018 г. — неподтвержденной. Все доводы адвокатов опровергались фотоматериалами и схемой зеленых насаждений — территория, где стоял автомобиль, оказалась внесена в АИС «Реестр зеленых насаждений Москвы».
Также, изучив фотоматериалы, судья не согласился с тем, что машина стоит на обочине. «Место парковки транспортного средства заявителя не соотносится с парковкой у обочины либо в ином разрешенном законом месте», — говорится в решении Останкинского районного суда. Из данных фотофиксации программно-аппаратным комплексом видно, что машина расположена на участке местности, занятой зелеными насаждениями, под машиной асфальтного покрытия не имеется».
Судья также уточнил, что нет никаких оснований не доверять исправности техники.
С таким решением в представительстве Волгоградской области не согласились и продолжили оспаривать выписанный им штраф — в итоге жалоба дошла до Верховного суда, и 14 февраля 2020 г. судья решение нижестоящих инстанций отменил.
Судья ВС пришел к выводу, что при рассмотрении дела в райсуде нарушили требование ст. 26.1 КоАП и не проверили, относится ли программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи. Также не было установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме, то есть без участия человека или оператора. В постановлении МАДИ таких сведений тоже не было.
В итоге Верховный суд направил дело обратно в Останкинский районный суд на новое рассмотрение. Судье рекомендовали учесть постановление Пленума ВС № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП», которое было принято еще до оформления самого штрафа — 25 июня 2019 года.
Тогда Верховный суд России отказался считать мобильные телефоны граждан средством автоматической фиксации нарушений. По мнению высшего судебного органа, доказательством вины водителя могут считаться только фотографии или видеозаписи, сделанные на стационарную камеру или устройство, установленное в автомобиле. Кроме того, фиксация нарушений должна проходить в автоматическом режиме. Съемка с телефона указанным требованиям не отвечала.
В ответ на это в департаменте транспорта Москвы обновили приложение.
Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман заявил, что «ПАК ПМ как средство измерения не утверждался и даже не был отнесен к системам измерения».
«Поэтому, когда в районные суды от МАДИ поступает информация, что устройство прошло поверку, речь, скорее всего, идет о данных поверки сервера точного времени (синхронизации) Метроном, входящего в состав ПАК ПМ», — заявил эксперт.
Руководитель юридического отдела в МООП «Общество защиты прав автомобилистов» Равиль Ахметжанов уточнил, что теоретически у всех автомобилистов есть все шансы оспорить оформленные при помощи «Помощника Москвы» штрафы, выписанные еще до постановления Пленума ВС. В первую очередь имеются в виду те автовладельцы, судебные тяжбы которых длятся не один год. Кроме того, в кассационный суд можно обратиться, если у водителя появятся доводы, которые не были предметом рассмотрения прошлых слушаний. Однако эксперт признает, что пока к позиции ВС районные суды прислушиваются редко.
«Президент Владимир Путин еще в 2014 г. поручил правительству разработать официальный способ фиксации нарушений с помощью мобильного телефона, но этого так и не произошло, — сказал Ахметжанов Autonews.ru. — В итоге в решениях судов то и дело фигурируют модели никак не прописанных в законодательстве мобильных устройств, но о том, что за человек сделал с их помощью снимки, ничего не пишут. Когда защитники объясняют, что фотографирует человек, что он может сделать кадры под разными углами, сфотографировать стоящую на асфальте машину, находясь на газоне и сбив тем самым геолокацию, каждый судья реагирует по-разному. А если в случае с газонами приводить аргументы ВС, то районные суды чаще отвечают, что там речь идет дорожном движении, а они рассматривают вопросы благоустройства».
Новая версия «Помощника Москвы» прошла необходимую сертификацию и снова заработала в августе 2019 года.
После доработок приложения пользователям стали доступны не все возможности по фиксации нарушений. Так, на данный момент при помощи сервиса можно отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки. Штрафы за эти нарушения оформляют сотрудники ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и Московской административной дорожной инспекции.
Возможность фиксации других видов нарушений, как утверждали еще летом 2019 г. в департаменте транспорта Москвы, находится в проработке и «должна стать доступна в ближайшее время» — пока этого не произошло. При этом такие нарушения, как неправильная парковка на тротуарах и парковка на пешеходном переходе, находятся в ведомстве ГИБДД. Там проведенные обновления достаточными не посчитали и смогли наложить на использование «Помощника» вето.
Тем не менее на основе приложения «Помощник Москвы» сейчас разрабатывается федеральный аналог сервиса — «Народный инспектор». Как рассказывал Autonews.ru глава ведомства Максим Ликсутов, приложение «Помощник Москвы» взято как системное решение для всей России.