branding imagebranding image
Autonews
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

«Платить уже нечем». Карантин больно ударил по автосервисам

Большая часть независимых автосервисов может не пережить карантин. Представители отрасли уже попросили помощи у государства, но ответа пока нет
Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Одно за другим закрываются предприятия малого и среднего бизнеса, и сервисы автомобильного ремонта не стали исключением. В условиях всеобщей неопределенности и продления карантинных мер бизнесмены из сферы авторемонта попросили правительство помочь им остаться на плаву.

В России действует более 64 тыс. независимых автосервисов, в которых занято более 2 млн человек, не считая самозанятых. Общая емкость рынка по ТО и ремонту, по данным «Автостата», составляет более 589 млрд рублей, а объем продаж автомобильных запчастей уже перешагнул 1,3 трлн рублей. По оценке Минэкономразвития, именно автосервисы дают до 15% оборота всего рынка малого и среднего бизнеса. И сейчас все они в абсолютном простое, терпят убытки по аренде, налогам и зарплатам и вынуждены просить помощи у кабинета министров.

Механик не ремонтирует удаленно

«Мы отправили письмо в кабмин через сайт правительства. Оно зарегистрировано, сейчас мы ждем ответа в установленные законом сроки. Автосервисы не попали в список пострадавших отраслей. И если в марте мы наблюдали спад прибыли и потока клиентов на 10%, и это было объяснимо, то после введения режима самоизоляции все изменилось. Люди сидят дома, а мы как бизнес оказались совсем не защищены. В отрасли ремонта автомобилей нет возможности перейти в онлайн. Механик не может чинить машину удаленно, а продаж запчастей нет. Наши обороты остановились, это ноль. А аренду, налоги и зарплаты платить надо. За апрель это делать уже нечем», — рассказала в беседе с корреспондентом Autonews.ru сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.

Фото: albmw.com Статьи 31 марта 2020 «Заходи через серую дверь». Как мы прошли ТО и купили машину в карантин
Фото: Донат Сорокин / ТАСС Статьи 2 апреля 2020 7 важных вопросов об изоляции: штрафы, правила, нюансы

Малые и сетевые СТО предложили правительству принять ряд мер, которые позволили бы снизить последствия карантина для авторемонтных предприятий. В обращении отрасли на имя Михаила Мишустина говорится об отмене начисления налогов на имущество, НДФЛ и арендной платы за землю. Также автосервисы предложили ввести «арендную амнистию», не применять пени и штрафы за нарушения действующих обязательств по кредитам, ограничить максимальную ставку кредитования, а также предоставить каникулы по выплате процентов и погашению основного долга по кредитным договорам.

Фото: Екатерина Демишева / РБК
Фото: Екатерина Демишева / РБК

Режим ЧС

Как рассказала Autonews.ru Барно Турсунова, сегодняшняя ситуация напоминает замкнутый круг, потому что обязательства по налогам и платежам есть как у представителей автосервисов, так и у арендодателей. «Мы хотим снизить риски, потому что те сервисы, которые следуют всем правилам, не работают. А маленькие гаражные сервисы не могут себе позволить простоя, особенно это чувствуется в регионах страны. Под угрозой штрафов они продолжают работу, потому что им никто убытки не возместит. А честные сети, как мы, заботятся о сотрудниках и просто простаивают, услуги оказывать удаленно мы не можем. Ситуация с запчастями тяжелая. Их просто убрали из категории товаров, которыми можно торговать, поэтому поставщики остановили продажу. Мы могли торговать ими онлайн, но и такой возможности нет. Если не будут приняты меры по поддержке, отрасль будет отброшена назад. Сильно пострадают неработающие крупные сети, но их всего 2-3%. А маленькие компании просто исчезнут. «Каникулы» продлевают, и пока нет режима ЧС, мы должны за все платить», — объяснила сооснователь сети автосервисов.

О том, что введение режима ЧС может облегчить муки пострадавшего бизнеса, корреспонденту Autonews.ru рассказал и директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Савин.

«Во время режима ЧС объявляется форс-мажор, все договора теряют силу, все издержки берет на себя государство. Этот режим, возможно, не вводят умышленно, потому что понимают, чем это чревато. Пока нет ЧС, мы обязаны платить все налоги, оплату ЖКХ, аренду, заработные платы сотрудникам. Апрель для нас всегда был самым хорошим месяцем, когда выручка была в два-три раза выше других месяцев. Но этот апрель уже не состоится, а март не дал нам подушки безопасности. Несмотря на полную остановку работы, арендодателю и людям зарплату надо платить. Государство нас никак не поддерживает, мы будем вынуждены увольнять сотрудников, чтобы они могли пойти на биржу труда и хотя бы оформить себе пособие по безработице в 19 тыс. рублей. Это лучше, чем ничего», — объяснил Савин.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Машину надо обслуживать

После отмены режима самоизоляции и нерабочих дней большинство автосервисов будут закрыты или начнут бизнес с нуля, считает директор автосервиса «Автоглобус».

«Никаких послаблений от арендодателя у нас нет. Как и у них нет послаблений от государства. Они тоже люди и тоже обязаны продолжать обслуживать свои территории, оплачивать аренду земли, воду, электричество, тепло. Представьте себе, сколько уходит на обслуживание территории в 20 тыс. кв. м, даже в простое. Мы в хороших отношениях с арендодателем, нам сделают послабления, но ровно настолько, насколько ему хватит возможности содержать свои расходы. Иначе он разорится», — уточнил Савин.

По словам нашего собеседника, его компания — камерная структура, которая состоит из людей, работающих вместе по 20 лет. «Если мы сможем после карантина заново собраться и урегулировать все вопросы с арендой, будем пытаться работать дальше. Наша клиентская база остается с нами. Если не сможем сами, будем с кем-то объединяться, постараемся сохранить бизнес. Пока паники нет, две недели простоя, наверное, мы переживем. Месяц будет уже тяжело, но, возможно, тоже вытянем. А вот больше — уже нет. При всех мерах самоизоляции гражданам не запретили перемещаться на автомобилях. И сейчас это самый безопасный способ передвижения, а машину ведь надо обслуживать», — сказал Савин.