За 30 лет история новой России совершила невероятный скачок. Мы вспоминаем, с чего все начиналось, по самым насыщенным на события годам. В 1991-м произошел распад СССР и Югославии, продукты первой необходимости продавали по талонам, люди митинговали, а автомобильная промышленность разваливалась на глазах.
В 1991 году в России было изготовлено чуть больше 1 млн легковых автомобилей. На конец этого года в личной собственности населения находилось 9 417 300 легковых автомобилей, что составляет примерно 63 машины на 1000 человек населения. Сегодня этот показатель уже в четыре раза выше.
Остро вопрос бензина встал еще в 1990-м, однако ситуация усугублялась и весь 1991 год — стоимость бензина повышалась при небывалом дефиците топлива. В декабре президент Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, но бензин вошел в число социально значимых товаров, стоимость которых продолжала регулироваться государством. После этого Минэкономики и финансов РСФСР выпустило указание, по которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 рубля 20 копеек за литр. В апреле 1992 года регулирование цен на бензин передали региональным властям, а они повысили их до рыночных. В итоге к 20 апреля цены на бензин в Москве подскочили до 7 рублей за литр. Бензин продолжал дорожать и дальше.
В марте 1991 года на конвейер встала ГАЗ-31029 «Волга», которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года. Номенклатурная модель 3102 выпускалась в Горьком с 1981-го и могла выпускаться в больших количествах, но имела статус элитной, поэтому ее сборка осуществлялась только на нужды правительства и министерств. Именно так автомобиль «Волга» стал символом советского чиновника. Но в 1991-м штампы массового ГАЗ-24 окончательно износились, а рынок стал свободным, и завод не только выпустил в продажу ГАЗ-3102, но и запустил производство упрощенного ГАЗ-31029, который действительно стал массовым.
Экономический кризис 1991 года обесценил рубль, внешний долг стал огромным, а страна сильно зависела от импорта, что сильно ударило и по поставкам автомобильных комплектующих, за которые было нечем платить. «Мы стали должниками почти всех стран даже Восточной Европы — Чехословакии, Венгрии, Югославии… Если в 1981 году на погашение внешнего долга и процентов по нему мы направляли 3,8 млрд в свободно конвертируемой валюте, то в текущем году необходимо погасить уже 12 млрд. С учетом нашего уровня внутренних цен это равносильно потере почти 60 млрд рублей», — говорил весной 1991 года последний глава Кабинета министров СССР Валентин Павлов.
С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автопромы, были разрушены производственные связи, сломана система поставок комплектующих. На рынок хлынул поток подержанных иномарок, и устаревшая продукция советских заводов стала неконкурентоспособной. Через несколько лет большая часть автозаводов пришла в полный упадок.
В 1991 году свет увидело третье поколение одного из самых популярных автомобилей в Европе — Volkswagen Golf. Машину собирали в четырех кузовах: трехдверный и пятидверный хэтчбеки, универсал и кабриолет. Golf впервые показали на автосалоне в Женеве в 1991 году, а в 1992-м эта машина получила титул «Автомобиль года» в Европе. С весны 1992 года и до окончания выпуска в 1997 году «третий» Golf продавался в России и странах СНГ, но большая часть таких машин попала на территорию стран бывшего СССР чуть позже с вторичного рынка европейских стран.
До декабря 1991 года в стране существовала довольно условная классификация автодорог, которые требовали более четкого разделения. К концу года в стране официально появились региональные дороги, федеральные автотрассы, дороги муниципального и местного значения, городские и проселочные, необщего и общего пользования. В первую очередь это позволило определить, кому именно подчиняется та или иная дорога и кто отвечает за ее состояние.
Новый документ ввел правило, по которому в наименование автомобильной дороги стали входить ее идентификационный номер и названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги.
В 1991 году в производство было запущено второе поколение японского внедорожника Pajero. Впервые на модели появилась знаменитая трансмиссия Super Select 4WD, с которой автомобиль мог передвигаться в полноприводном режиме по сухим покрытиям за счет наличия межосевого дифференциала. Такое решение было в новинку для классических внедорожников и из массовых моделей применялось только на полулегковой «Ниве».
В 1991 году на Mitsubishi Pajero устанавливался бензиновый двигатель объемом 3,0 литра и дизельный 2,5-литровый мотор. В пятидверной версии внедорожника появился третий ряд сидений, а кузов с мягкой крышей обзавелся электроприводом. Модель второго поколения также получила версии с регулируемыми амортизаторами, механической лебедкой за передним бампером и гидравлической системой изменения клиренса. В том же 1991 году лицензия на производство Pajero была продана корейской Hyundai, которая собирала этот автомобиль до 2003 года под названием Hyundai Galloper.