branding imagebranding image
Autonews
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

«Копейка», «Тройка», «Нива». Очень старый рекламный фильм АвтоВАЗа

Ламповый и ностальгический фильм о трех моделях АвтоВАЗа, где показаны покупка, обслуживание и езда на самых передовых советских автомобилях того времени
Фото: Рухадзе Анатолий и Александр Сааков / Фотохроника ТАСС
Фото: Рухадзе Анатолий и Александр Сааков / Фотохроника ТАСС

Советская реклама не обещала волшебных пилюль и не пыталась уместить максимум информации в 30 секунд дорогого эфирного времени. На экраны выходили целые документальные фильмы, в которых очень подробно рассказывалось о преимуществах продукта, который и без всякой рекламы пользовался сверхажиотажным спросом.

Этот фильм, рекламирующий продукцию АвтоВАЗа, был снят по заказу Министерства автомобильной промышленности СССР в 1977 году — в пору очень активного развития автомобилестроения большой страны. В нем завод и его продукция показаны через историю успешной самостоятельной женщины, которая приходит в автосалон, выбирает новый ВАЗ-2103, ездит на нем по стране, проводит ТО и встречает на дорогах обладателей других моделей.

Фильм наполнен рекламными штампами, которых хватает и в современных релизах: «Ежедневно с конвейеров сходят более 2000 автомобилей. Их массовое производство организовано на самом высоком техническом уровне… Применение новейших технологических процессов, эффективная система управления качеством обеспечивают выпуск надежного, удобного, долговечного автомобиля». Интересно, что готовые машины съезжают с конвейера с пробуксовкой, но ее звук, скорее всего, наложен уже при монтаже, чтобы усилить динамичность действия.

Викторина: как рекламировали машины в СССР Тест 17 мая 2019 Викторина: как рекламировали машины в СССР
Первые «Жигули» привезли в Москву. Видео, которому 50 лет Статьи 25 февраля 2020 Первые «Жигули» привезли в Москву. Видео, которому 50 лет

«Учитывая разнообразие спроса покупателей, завод выпускает автомобили в нескольких модификациях», — описывается ассортимент в салоне. Разнообразие — это базовый ВАЗ-2101, «люксовый» ВАЗ-2103 с «более высокими динамическими качествами», а также «совершенно новая модель 2121 — вездеход с двумя ведущими мостами».

Далее фильм объясняет правила обкатки новой машины: «Стрелка тахометра никогда не должна доходить до желтой зоны шкалы». После обкатки владелица приезжает на техобслуживание в сервис, но показанное там напоминает реальность примерно так же отдаленно, как, например, молодой сантехник в идеально чистом комбинезоне с терминалом для оплаты картой.

После обслуживания создатели фильма начинают рекламировать динамические качества «тройки» и ее комфорт: «Быстро набирает скорость, раздельный привод тормозов, снабжен мощной системой обогрева и вентиляции». А на девятой минуте в кадре появляется ВАЗ-2121, которому «не страшны ни снежные заносы, ни весенняя распутица».

Внедорожник легко вытягивает буксующий грузовик и выезжает на асфальтовую дорогу, что сопровождается технически неверным комментарием: «А выключив передний мост, он на дорогах с твердым покрытием ни в чем не уступит обычным «Жигулям». Это, конечно, ошибка, поскольку у «Нивы» отключается не мост, а блокировка межосевого дифференциала, а также пониженная передача (в фильме водитель задействует оба рычага). Впрочем, эта неточность даже усиливает приятное ностальгическое послевкусие, которое остается после просмотра.