В 2020 году новые автомобили в России ощутимо подорожают. На цены будут влиять инфляция, колебания курса рубля и ряд решений правительства, в том числе о повышении утилизационного сбора. Об этом сообщили корреспонденту Autonews.ru представители брендов и участники рынка в рамках ежегодной конференции Комитета автопроизводителей АЕБ.
Постепенный рост цен будет продолжаться весь год, и к концу 2020-го новые машины подорожают в среднем на 5%. При этом, хотя утилизационный сбор вырос еще в начале января, далеко не все автопроизводители успели на это отреагировать, поэтому новую волну индексации цен эксперты прогнозируют в самом начале весны.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер рассказал, что рост цен на автомобили в России уже много лет не достигает общего уровня инфляции, и спрогнозировал, что в текущем году автокомпании также будут в основном ориентироваться на этот экономический показатель. «Индексация цен даже наполовину не соответствует росту инфляции, — сказал Шрайбер. — Обычно при инфляции в 5% цены растут на 2-3% в среднем в течение года».
Шрайбер отметил, что в 2019 г. одним из немногих положительных факторов, повлиявших на ценообразование, стал стабильный валютный курс. Также поддержал рынок исторически низкий уровень инфляции около 4%. «Мы помним времена, когда инфляция достигала 12-15%», — напомнил эксперт. Он также добавил, что в 2020 г. не видит серьезных макроэкономических причин для быстрого роста цен на новые автомобили. Но признался, что цены будут меняться под давлением госрегулирования и применения таких инструментов, как повышение утильсбора.
«Автомобилисты, возможно, этого еще не ощутили (эффекта от роста утильсбора. — Autonews.ru). Ведь в начале каждого нового года дилеры традиционно распродают прошлогодние запасы автомобилей, на которые это повышение не распространяется. Соответственно, до конца марта — начала апреля цены на автомобили прошлого года будут прежними. В течение ближайших двух месяцев мы увидим заявления касательно новых цен. Но по итогам года я бы не ожидал большого, чрезмерного подорожания», — пояснил Шрайбер.
Глава марки Skoda Ян Прохазка также прогнозирует рост цен в России в пределах уровня инфляции: «Это нормальный подход к ценам в любой стране. В целом мы ожидаем, что год будет хорошим, особенно при стабильном курсе рубля. Если евро не будет стоить дороже 70 рублей, то никакой паники на рынке не случится. Но нужно быть готовыми к тому, что, если автопроизводитель завозит в Россию что-то новое, включая технологии, за это придется заплатить дороже. Россия — это страна, где надо производить и локализовывать. Хотя размер рынка небольшой, мы готовы это делать».
В свою очередь, руководитель марки Volkswagen в России Ларс Химмер объяснил, что автопроизводителям нужно возвращать инвестированные средства. Делать это, по его словам, приходится за счет повышения цен, поскольку в текущих условиях на рынке нет других способов окупить расходы.
«Более ощутимо будут дорожать импортируемые автомобили, за которые правительство не компенсирует утилизационный сбор, а он вырос примерно в два раза, — сказал Химмер. — Если в Минпромторге думают, что компании просто закроют глаза на эти расходы, то там ошибаются. В итоге получается, что в России будет выгодно производить одни «Жигули», выбора из моделей у клиентов практически не останется».
Химмер отметил, что помимо импортных будут дорожать и локализованные модели: «К примеру, Volkswagen платит утильсбор. Нам должны выплатить компенсацию, поскольку у нас еще есть и завод по производству коробок передач. Но получим мы эти средства только при дополнительных инвестициях. В итоге субсидии не перекрывают расходы, у нас не получается полностью компенсировать рост цен за счет этих преференций. Конечно, из-за этого все меньше людей будет покупать новые автомобили. Получается, что в России средний класс будет ездить на высоколокализованных бюджетных моделях, а те, кто побогаче, — пересаживаться на премиальные автомобили, купленные на вторичном рынке».
Президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт рассказал, что рост утильсбора уже повлиял на ценовую политику бренда. По данным компании, с 1 января автомобили марки подорожали примерно на 2%. «Чтобы сохранять нашу прибыльность, мы были вынуждены поднять цены, — сказал Тойхерт. — Кроме того, новые продукты, где применяются последние инновации, традиционно стоят дороже».
По его словам, еще 10 лет назад при пересчете в евро цены в России были на 20% выше, чем в Германии. Однако сейчас они на 20% ниже. И хотя из-за разницы курсов машины становятся дешевле, в BMW не поднимают цены пропорционально этому падению, чтобы сохранить привлекательность автомобилей. «Но одновременно нам нужно быть прибыльными, поэтому нам очень нужен стабильный курс рубля, — сказал представитель компании. — Так мы можем реализовать больше прибыльных бизнес-кейсов».
В Suzuki менее оптимистичны в прогнозах на 2020 год. Так, гендиректор Suzuki Motor Rus Юта Такахаси считает, что для автопроизводителей он будет тяжелым, и рост утильсбора будет вынуждать компании индексировать цены. «Я уверен, что в течение этого квартала автопроизводители будут повышать цены. Что касается Suzuki, мы проиндексируем их в пределах инфляции — на 2%», — сказал Такахаси.
Директор Porsche в России Томас Штэрцель отметил, что увеличение утилизационного сбора не сделало их работу проще в плане ценообразования. По его словам, в компании ожидают от правительства более четкой политики и стабильного курса рубля.
В настоящее время официально о повышении цен на свою продукцию сообщили в компании Volvo: с 1 января автомобили бренда прибавили в цене от 30 до 110 тыс. рублей. Подорожали автомобили Jaguar и Land Rover. Японская компания Subaru с января увеличила стоимость своих автомобилей в среднем на 3–6% в зависимости от модели и комплектации. О планируемом росте цен рассказали также опрошенные дилеры «АвтоВАЗа» и Renault.
Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников отметил, что цены на новые автомобили в январе поднимаются из года в год: «В этом году фактором повышения цен помимо инфляции стало увеличение утилизационного сбора. В то же время, как мы видели на примере прошлых лет, корректировки прайс-листов происходят в течение всего года на отдельные модели и комплектации». По мнению эксперта, одно только повышение утилизационного сбора заставит производителей увеличить цены на новые автомобили на 2–5% в зависимости от класса и страны производства.
Напомним, что в ноябре 2019 г. правительство РФ утвердило повышение утилизационного сбора на автомобили в 2020 году. Документ был подписан премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 15 ноября. В первую очередь повышение ставок коснулось сегмента легковых автомобилей. В среднем они выросли на 110,7%. При этом для машин с двигателем до 1 л утильсбор вырос на 46,1%, а для автомобилей с двигателем от 3,5 л — на 145%. В самом массовом сегменте увеличение утильсбора составило 112,4%.