branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

ГИБДД против чиновников: кто тормозит отмену порога +20 км/ч

Споры об отмене нештрафуемого превышения скорости на 20 км/ч вышли на новый уровень. Члены правительства вступили в открытую конфронтацию не только с ГИБДД, но и друг с другом
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Судьба нештрафуемого превышения скорости на 20 км/ч снова оказалась в центре дискуссии. В аппарате премьер-министра Дмитрия Медведева в очередной раз отреагировали на слова вице-премьера Дмитрия Акимова и руководства ГИБДД. Как сообщил пресс-секретарь главы правительства Олег Осипов, решение по отмене льготы «вряд ли будет принято». По его словам, Медведев усомнился в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч и напомнил, что МВД также не поддерживает эту инициативу, передает РИА «Новости».

Споры о возможном отказе от нештрафуемого лимита +20 км/ч получили новый виток после того, как 3 декабря 2019 г. Медведев обсудил этот вопрос с водителями. Он жестко раскритиковал идеи по снижению допустимого превышения и предположил, что водители, у которых даже не было намерения нарушать ПДД, будут получать больше штрафов.

«Я пока не предрешаю окончательного подхода, но как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем. Иными словами, это будет поводом для того, чтобы большое количество людей привлекать к ответственности в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения. Иногда на спидометре этого даже не видно, там все достаточно подвижно. Особенно когда речь идет о машинах не очень новых. Разберемся в этом», — сказал Медведев и пообещал дать поручение еще раз проанализировать этот вопрос вице-премьеру Максиму Акимову и главе МВД Владимиру Колокольцеву.

В МВД отреагировали буквально на следующий день. Так, руководитель ведомства Владимир Колокольцев заявил, что он против идеи снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Он напомнил также, что МВД выступает за то, чтобы увеличить разрешенные скорости на автомагистралях.

«В начале текущего года на правительственной комиссии, которую возглавляет заместитель председателя правительства по обеспечению безопасности дорожного движения, МВД выразило свою позицию против снижения администрируемого порога с 20 км/ч до 10 км/ч», — пояснил Колокольцев.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Между тем еще в сентябре замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказывал, что в МВД уже поддержали идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Он обещал, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП.

В ГИБДД в рамках проведения социальной кампании «Однозначно» рассказали, что все дорожные знаки должны восприниматься водителями без лишней математики. «Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — сказал глава Госавтоинспекции Михаил Черников.

После заявлений всех сторон образовалась некоторая пауза — были ожидания, что во время своей ежегодной пресс-конференции все вопросы разрешит президент России Владимир Путин, который ранее поставил перед ГИБДД амбициозную задачу по снижению смертности на дорогах до 4 погибших на 100 тыс. населения уже к 2024 году. Однако вопроса Путину о спорном лимите не прозвучало.

Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС Колонки 4 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять
Фото: Алексей Белкин / ТАСС Колонки 3 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять

И уже на следующий день со своим видением проблемы вернулся вице-премьер Максим Акимов, который вновь заявил, что нештрафуемый порог превышения скорости будет понижен с 20 до 10 км в час. Правда, пообещал, что изменения будут вводиться постепенно, в режиме пилотных зон. Он пояснил, что ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч.

«Делать мы это точно будем — у нас ни с технической точки зрения, ни с точки зрения правил установки средств фотовидеофиксации нет никаких сомнений, что и точность показаний приборов в автомобиле, и точность работы камер абсолютно точно позволяют с совсем небольшой погрешностью наказывать водителей за превышение скоростного порога и уходить от ситуации, когда водитель в своей голове всегда прибавляет к скоростному ограничению 20 км/ч, просто интуитивно это делая, считая, что это дозволенный режим», — рассказал Акимов.

Напомним, что соцпроект «Однозначно» запущен в рамках федерального проекта по повышению безопасности движения проекта «Безопасные и качественные автодороги». На эту акцию в 2019 г. потратили 300 млн рублей. Как рассказала Autonews.ru член правительственной комиссии по БДД Наталия Агре, проведение кампании улучшило положение дел на российских дорогах.

ГИБДД против чиновников: кто тормозит отмену порога +20 км/ч

«Во втором полугодии никаких значительных изменений в законодательстве не происходило, была только информационная работа», — сказала Агре. Она настаивает: водителей нужно подталкивать к соблюдению той скорости, которая указана на знаке, и ни километром больше.

В свою очередь, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал «безосновательным и антисоциальным» решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения снизить нештрафуемый порог. По мнению Миронова, аргументация чиновников не выдерживает критики.

«Вице-премьер Максим Акимов, ссылаясь на некие расчеты, заявил, что снижение порога позволит спасти более 1,8 тыс. жизней. С какого потолка они взяли эту цифирь? Это откровенная подтасовка и циничная спекуляция на серьезнейшей проблеме», — возмутился политик.

Он посоветовал ознакомиться с отчетом Научного центра безопасности движения МВД России за первое полугодие 2019 г., согласно которому среди ДТП со смертельным исходом аварии из-за превышения установленной скорости занимают одно из последних мест: их жертвами стали 4,5% от всего числа погибших на дорогах. А более трети всех ДТП связано с недостатками улично-дорожной сети. Доля погибших в автокатастрофах, произошедших по этой причине, составляет 39,1%.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Между тем представитель ГИБДД Кузин не раз отмечал, что ДТП в России чаще всего совершаются именно по причине превышения скорости.

«Если вас на самом деле тревожит смертность на дорогах, извольте навести порядок с покрытием, разметкой, знаками, пешеходными ограждениями, с тем, как обрабатываются дороги зимой. Однако чиновников волнует совсем другое, и понятно почему. Вся эта система видеофиксации нарушений скоростного режима — цифровая обираловка под маской заботы о безопасности движения. И теперь хотят с помощью этой системы выжать еще больше денег из карманов автолюбителей», — сказал Миронов.

Как уточнил парламентарий, исполнительная власть может внести в Госдуму законопроект, в данном случае проект поправок в КоАП, а их судьбу будут решать депутаты. Миронов понадеялся, что его коллеги по Государственной думе заблокируют соответствующую инициативу правительства, если она поступит в парламент.

Напомним, что нештрафуемое превышение +20 км/ч ввели в России в 2013 г. после отмены ч. 1 ст. 12.9 КоАП, которая на тот момент предусматривала штраф 100 рублей. Сделано это было из-за несовершенства работы камер фотовидеофиксации, которые зачастую присылали водителям ошибочные штрафы. Теперь же, как утверждают эксперты, погрешность у камер не превышает 1–3 км/ч.

Автор поправок о нештрафуемом лимите заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков объяснял Autonews.ru, что партия «Единая Россия» готова обсуждать возможное снижение ненаказуемого порога, но перед этим нужно провести аудит дорожной сети и убрать не соответствующие законам ограничения скорости, а также поднять скоростной режим на федеральных трассах, соответствующий транспортным потокам и категориям дорог. До этого момента Лысаков обещал всячески блокировать продвижение идеи. Что касается создания нового КоАП, то, по оценке парламентария, на это уйдет еще около одного-двух лет.