В следующем году столичный департамент транспорта совместно с ГИБДД Москвы начнет тестировать совершенно новые мобильные комплексы фиксации превышения скорости, выяснил Autonews.ru. Речь идет об устройствах под названием «Оракул», которые устанавливают прямо в салоне автомобилей. Такие компактные приборы получили широкую известность после того, как глава Госавтоинспекции Михаил Черников предложил заменить ими стационарные треноги, вызывающие раздражение у российских автомобилистов.
Производителем камер является компания «Ольвия» из Санкт-Петербурга. Как рассказали Autonews.ru в организации, в настоящее время они получают необходимые сертификаты на устройства и проходят процесс регистрации в федеральном реестре средств измерений. Там планируют получить документы до конца 2019 г., после чего компания передаст камеры на тестирование в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Также мобильными камерами нового формата заинтересовались и в ГИБДД Москвы — в «Ольвии» заявили, что успешно презентовали новый продукт и этому ведомству.
Главное отличие новых камер фотовидеофиксации в том, что они будут работать прямо из салона патрульных автомобилей и смогут замерять скорость транспортных средств прямо в движении. Камера «бьет» как по попутным транспортным средствам, так и по тем, которые едут по встречным полосам.
«Раньше такие устройства были одноцелевыми, то есть могли фиксировать только одно транспортное средство, один объект, — рассказали Autonews.ru представители компании «Ольвия». — Затем стали появляться стационарные многоцелевые приборы, а теперь мы разработали их мобильную версию».
Новые камеры пока умеют фиксировать только нарушение скоростного режима — основное нарушение, по причине которого, как не раз заявляли в ГИБДД, происходит большинство ДТП. Однако при необходимости функционал можно будет расширять в зависимости от пожеланий заказчика. Как уверяют разработчики, можно научить камеры определять нарушения правил проезда перекрестков или непропуск пешехода. «Все будет зависеть от потребностей рынка. Но небольшой вес и возможность работать в движении делает именно фиксацию скорости основной специализацией камеры», — уточнили в компании.
В основе работы мобильных «Оракулов» заложен эффект Доплера. Разработчикам было важно научить камеру правильно определять собственную скорость и скорость автомобилей, которые попадают в объектив. «Машины разгоняются, тормозят, поворачивают, поэтому технологии GPS тут неприменимы, — объяснили разработчики. — GPS-приемник инертен. Он хорошо работает, когда ты едешь прямо. Но как только начинаются маневры, то с определением скорости возникают проблемы. К примеру, вы ехали 60 км/час, разогнались до 80 км/час, но GPS думает, что вы увеличили скорость лишь спустя несколько секунд. Мы используем радарный метод определения скорости».
Эксперт компании объясняет, что такой прием позволяет камере понимать собственную скорость, с которой она движется относительно дорожного полотна. Погрешность в таком случае не превышает 0,5 км/час. Доплеровский радар, по словам специалиста, не обмануть — он показывает то, что видит, а инертности у него нет. Что касается поверки, то приборы должны проходить ее каждые два года.
Изначально, как рассказали разработчики, для ЦОДД они продемонстрировали версию устройства, которое крепится на крышу автомобилей. Камера городские власти устроила, однако ее попросили доработать.
«В апреле мы съездили в ЦОДД Москвы, привезли им большой прибор, который крепится на балку, прямо на крышу, поставили на их патрульные машины ЦОДД. Это так называемый демонстратор возможностей, по которому еще нельзя выписывать постановления. И поехали проверять, как это работает, — поделились в «Ольвии». — В ЦОДД хотят оборудовать этими приборами именно свои автомобили. Мы прокатились по Ленинградскому шоссе, показали, как он работает и замеряет скорость. Всем все понравилось. Но в ЦОДД нам сказали, что им нужны устройства поменьше».
В итоге получился более компактный вариант, который сохранил весь функционал. При этом он лучше защищен от погодных явлений, поскольку всегда находится внутри машины. А еще, в отличие от варианта, который крепят на крыше, недоступен для вандалов.
ГИБДД, как ожидают в компании, также вскоре начнет тесты новых камер. Ориентировочно это произойдет в середине 2020 г., причем начнут также со столицы. Первая презентация для Госавтоинспекции состоялась несколько лет назад на конференции ведомства в Орле, затем устройства показывали на аналогичном мероприятии в Сочи в конце 2018 года.
«Камеры, которые можно устанавливать непосредственно на крыше автомобилей, уже сертифицированы, мы их продаем и предоставляем регионам на тесты. Разница между этими двумя устройствами — в размерах. В зависимости от принципа работы, стоят такие комплексы от 1,5 до 2 млн руб. Как ГИБДД будет закупать приборы, отдельно для каждого региона или в массовом порядке, пока решается», — уточнили в компании.
В МВД России на запрос Autonews.ru о том, когда и в каких городах начнется тестирование новых устройства, не ответили. Там лишь подтвердили уже известную информацию о том, что комплексы проходят процедуру сертификации. «Ряд производителей аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД разработали мобильные комплексы для установки на автомобили», — сказали в МВД России.
В ведомстве уточнили, что приборы представляют собой систему видеонаблюдения, состоящую из видеодатчиков, обеспечивающих фотовидеофиксацию государственных регистрационных знаков и окружающей обстановки по пути следования автомобиля, блока управления, производящего распознавание номеров и изображений, блока вывода информации, позволяющего просматривать результаты, а также управлять программным обеспечением устройства в режиме реального времени.
В свою очередь, в ЦОДД Москвы Autonews.ru заявили, что об испытаниях новых камер им ничего не известно. Там, в частности, рассказали, что оборудование не планируют устанавливать в автомобили «Дорожного патруля». Вместе с тем в организации сообщили, что в штате ЦОДД помимо стационарных и мобильных комплексов (парконов) есть передвижные — ярко-зеленого цвета фургоны с камерами на крыше, которые фиксируют все виды нарушений.
Эксперт по работе дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru пояснил, что с правовой точки зрения нет никакой разницы, к какому типу относится камера фотовидеофиксации: тренога ли это, стационарный комплекс или мобильное устройство. Главное — наличие свидетельства утверждения типа средства измерения.
«Такие приборы уже использовали в России, но потом они почему-то исчезли с дорог, — сказал Шухман. — У мобильных камер есть свои нюансы. Так, стационарные устройства ставят под определенным углом. В потоке машина может ехать в полосе под другим углом, в объектив будет попадать множество целей, и может возникнуть проблема присвоения скорости. То есть сложно будет понять, чью именно скорость из нескольких машин фиксирует камера. У той же «Стрелки» возможность присвоения скорости другой цели была ненулевая».
Также эксперт обращает внимание на то, что если у водителей возникнет желание оспорить штраф, то по видеозаписи из потока будет сложнее понять, с какой скоростью двигался именно его автомобиль и какую именно цель идентифицировала камера. Потенциальные проблемы могут возникнуть и на участках, где ограничение скорости постоянно меняется: сложнее будет понять, на каком отрезке в какое время находились как сам патрульный автомобиль, так и его цели.
«У правоприменителей и водителей должны быть работающие методики выявления и исключения ошибок измерения и присвоения чужой скорости данными мобильными комплексами», — заключил эксперт.