В Екатеринбурге прошла Всероссийская конференция ГИБДД, а также выставка «Дорога 2019», на которых был представлен целый пакет изменений в области дорожного движения, вступающих в силу в обозримом будущем, а также ряд перспективных идей, рассматриваемых властями. Скоро поменяются правила сдачи на права, ГИБДД отдаст часть функций региональным властям, а новые машины будут выезжать из салонов уже с номерами.
Автоинспекция передаст Москве часть своих функций. Во-первых, сотрудников «Дорожных патрулей» столичного ЦОДД наделят функциями регулировщиков. Как пояснил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, такой сценарий позволит городу более оперативно реагировать на различные проблемы в улично-дорожной сети. Сегодня патрули ЦОДД уже фактически выполняют такие функции на проблемных участках и в местах ДТП.
Во-вторых, регионы получат возможность самостоятельно администрировать целый ряд штрафов, как это сегодня происходит в Москве с платной парковкой и эвакуацией. Законопроект о передаче региональным властям части полномочий ГИБДД по администрированию зафиксированных камерами фото- и видеофиксации нарушений полностью поддержали в МВД, поскольку он высвободит часть сотрудников. Нарушения, зафиксированные камерами, не будут отправляться в ГИБДД, а рассылкой штрафов города займутся самостоятельно. Правда, другие регионы пока не поддерживают эту инициативу.
Глава ГИБДД Михаил Черников сообщил, что скорость движения на автострадах поднимут до 130 км/ч. В ведомстве уверены, что это не приведет к росту аварийности: «Мы с Росавтодором в ближайшее время решим вопрос о движении на платных дорогах, на автострадах, постепенно будем поднимать скорость до 130 км/ч, — сказал Черников. — Это абсолютно правильное решение, мы его поддерживаем, здесь созданы все безопасные и комфортные условия. Я уверен, что на этих дорогах даже при увеличении максимальной скорости ДТП происходить не будут».
Кроме того, продолжается обсуждение вопроса снижения максимально разрешенной скорости в городах до европейского уровня 50 км/ч. В ходе мероприятий в Екатеринбурге представители регионов попросили об этом премьер-министра Дмитрия Медведева, отметив, что эта мера вкупе с предполагаемым снижением нефштрафуемого порога до 10 км/ч позволит заметно успокоить трафик и снизить количество тяжелых аварий.
С 1 января 2020 г. вступает в силу закон о регистрации транспортных средств, который 3 августа 2018 г. подписал президент Владимир Путин. Согласно документу, новые автомобили на учет можно будет поставить сразу при покупке у дилера. Таким образом, действующая сейчас норма о 10-дневном сроке постановки нового автомобиля на учет отменяется — выехать на дорогу без госномера просто не получится. Нововведения не касаются автомобилей, купленных на вторичном рынке. В этом случае у автовладельцев по-прежнему будет 10 дней на постановку автомобиля на учет, объяснили корреспонденту Autonews.ru в Госавтоинспекции.
Чтобы получить статус «специализированной организации», автосалонам нужно будет выполнить ряд требований. После чего авторизованный в ГИБДД дилер сможет сам передавать документы в ведомство, изготавливать номера и отдавать весь комплект документов с ключами и номерными табличками покупателю. Госавтоинспекция и дальше продолжит выполнять функции по постановке автомобилей на учет — новый закон этой обязанности ГИБДД не лишает. А вот выдача государственных регистрационных знаков подразделениями Госавтоинспекции как раз исключается.
Закон о регистрации транспортных средств предполагает и новый способ присвоения госномера. Как рассказали на Всероссийской конференции ГИБДД, у автомобилистов теперь появится выбор. Для постановки нового автомобиля на учет можно будет обратиться в местное отделение ГИБДД, заплатить пошлину 2850 руб. и забрать плашку с госномерами прямо в отделении. Другой вариант — заплатить только 850 руб., а назначенный госномер изготовить в авторизованной компании — у дилера или другой частной организации.
Автовладелец может обратиться для регистрации в ГИБДД и в другом субъекте. Но тут выбора уже не будет. После уплаты пошлины 850 руб. транспортному средству присвоят госномер с кодом региона, причем того, где зарегистрирован сам водитель. А табличку придется изготовить уже в специализированной организации.
Зарегистрировать автомобиль можно будет только на человека, достигшего 16 лет. При желании сделать собственником более молодого подростка, регистрировать автомобиль будут на его законных представителей. Как уточняют источники в ГИБДД и правительстве Москвы, введение возрастного ценза связано с тем, что сейчас невозможно оформить штрафы на автомобили, которые находятся в собственности несовершеннолетних. Например, невозможно выписать штраф несовершеннолетнему собственнику, если машина стоит без оплаты на платной парковке или на газоне.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников рассказал, что на смену фиксирующим нарушения ПДД треногам могут прийти совершенно новые автоматические комплексы. Устройства, по его оценке, не будут вызывать претензий со стороны водителей, как это происходит с передвижными камерами. Об этом Черников рассказал на проходящей в Екатеринбурге выставке «Дорога 2019». Новые камеры «Кордон.Про»М могут работать не только стационарно, но и на борту движущегося автомобиля.
«Замена передвижных комплексов на те, что фиксируют скорость в транспортном потоке прямо из патрульных автомобилей ГИБДД, повысит эффективность и минимизирует недоверие населения к передвижным комплексам. Претензий со стороны населения будет меньше», — объяснил Черников. По данным производителя, инструментальная погрешность измерения скорости составляет всего 1 км/ч, а рабочий диапазон фиксируемых скоростей составляет от 2 до 300 км в час.
С 1 октября 2020 г. вместо привычного экзамена в ГИБДД, включающего «город» и «площадку», кандидатов будет ждать единый практический тест в городе. Проходить он будет на закрытых территориях, улицах и дорогах с малоинтенсивным движением. На этих территориях в более обобщенном варианте будут проверять те же самые навыки, что и в настоящее время проверяются на площадке. Маршрут и порядок выполнения заданий сможет определять сам инспектор-экзаменатор.
Сначала на закрытой территории водители будут демонстрировать умение заехать в бокс, выполнять параллельную парковку, разворот в ограниченном пространстве. После этого водители будут выезжать на дороги общего пользования. Там инспектор проверит, как водитель совершает проезды регулируемых перекрестков, нерегулируемого перекрестка равнозначных и неравнозначных дорог, левые и правые повороты, развороты на перекрестке и вне перекрестка, проезды железнодорожного переезда, перестроение, обгон и опережение, оценит навыки движения с максимальной разрешенной скоростью и проезда пешеходных перекрестков и автобусных остановок.
Также начиная с осени следующего года кандидаты в водители смогут оспаривать и аннулировать результаты экзаменов в Госавтоинспекции. В ГИБДД признались, что некоторые кандидаты через суды доказывали, что сдали экзамены. Чтобы не доводить этот процесс до судебных разбирательств и избавить систему от дополнительной нагрузки, в ГИБДД введут возможность отмены результатов после подачи жалобы кандидата в водители. Процесс сдачи экзамена, как и сейчас, будет вестись под видеозапись, которая хранится в течение 30 дней — эту запись кандидаты как раз могут использовать в процессе оспаривания.
Пересдавать теоретический экзамен можно будет не позднее чем через 30 суток, для практики этот лимит увеличен до 60 суток. Минимальный срок проведения повторных экзаменов остался без изменений — семь суток. В случае неудачных трех попыток следующий повторный экзамен, как и сейчас, можно попытаться сдать снова не ранее чем через 30 дней.
В ГИБДД жалуются, что количество не сдавших экзамены с первого раза постоянно растет, а каждую последующую попытку водители рассматривают как способ потренироваться. Поэтому глава управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров предложил не допускать кандидатов к последующим попыткам ранее чем через 30 дней. «Если водитель считает, что подготовился, пришел на сдачу экзаменов, но оказался не готов, значит, он плохо учился», — сказал Мишуров. — А если три раза подряд не сдал — иди учиться заново».
В ГИБДД предложили радикально бороться с теми, кто при сдаче экзаменов пользуется помощью опытных подставных водителей. Чтобы избавиться от сдающих все тесты за заказчиков, обсуждается идея фотографировать водителей в момент сдачи экзаменов для получения прав. Сами кандидаты не должны знать о том, что их снимают. Если фотография не совпадет с той, что будет сделана в момент оформления водительского удостоверения, документ аннулируют.