branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Тонировке дают сутки. Когда инспектор вправе потребовать оторвать пленку

Почему ГИБДД готова смягчить подход к владельцам тонированных автомобилей, как депутаты хотят пересмотреть нормы и что инспектор имеет право требовать на месте нарушения
Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС
Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС

ГИБДД предлагает дать автомобилистам время на устранение незаконной тонировки. Сейчас инспекторы имеют право требовать у водителей отрывать несоответствующую ГОСТам пленку прямо на месте фиксации нарушения. А в случае несогласия с требованием могут привлекать автомобилистов к ответственности по более тяжкой статье, предусматривающей даже административный арест.

Согласно ч. 3.1. ст. 12.5, управление транспортным средством с установленными стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. При этом действия водителей, которые не соглашаются устранить нарушение на месте, можно квалифицировать как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Согласно ст. 19.3 КоАП это наказывается штрафом от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административным арестом на срок до 15 суток.

В ряде регионов инспекторы ГИБДД часто используют именно ст. 19.3, что приводит к конфликтам между полицейскими и водителями. Иначе, говорят сами инспекторы, злостных нарушителей невозможно заставить исполнять требования законодательства.

ГИБДД предлагает дать сутки

Чтобы прекратить подобную практику, депутат Госдумы от партии ЛДПР Ярослав Нилов обратился за разъяснениями в ГИБДД. Там рассказали, что за последнее время в ведомстве наблюдают значительный рост правонарушений, связанных с неправильной тонировкой. И уточнили, что согласно закону о полиции инспекторы ГИБДД имеют полное право требовать от водителей прекращения противоправных действий.

При этом, по мнению руководства ГИБДД, водителям нужно дать разумный срок на устранение нарушения, утверждается в письме за подписью главы ведомства Михаила Черникова: «Соответствующие требования по отношению к водителям должны быть оформлены в письменной форме и содержать разумный срок (не менее суток), в течение которого такое требование подлежит осуществлению. Выдача должностным лицам Госавтоинспекции водителям письменных требований о прекращении противозаконных действий не противоречит законодательству, что подтверждается судебной практикой».

Депутаты требуют упростить правила

Сам Ярослав Нилов в беседе с Autonews.ru заявил, что считает необходимым полностью запретить инспекторам требовать устранения неправильной тонировки на месте. «Если водителя задержали за нарушение норм тонировки, незаконно требовать от него сразу отдирать эту пленку. Это предписание должно быть оформлено в письменном виде. Конечно, на нарушителей нужно составлять протоколы, выписывать им штрафы», — сказал депутат.

Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС
Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС

При этом использование статьи о неповиновении Нилов считает злоупотреблением: «Письменное требование инспектора о необходимости избавиться от неправильной тонировки — это совершенно отдельный документ. Это аналогичное требование сотрудника полиции, просто оно не будет подразумевать, что пойманный водитель сразу будет отрывать пленку. Пугать водителей статьей за неповиновение распоряжению сотрудников полиции нельзя, это настоящее злоупотребление».

Таким образом, по мнению депутата, у водителей будет время провести эту процедуру в более цивилизованных условиях. Кроме того, это даст возможность оспорить решение, если автовладельцы не согласны с мнением инспектора и с показаниями приборов либо в случае, когда процедура проверки была нарушена. Так у них появится шанс не только в положенный срок оспорить постановление о штрафе, но и сохранить законную тонировку.

Фото: Павел Смертин / ИТАР-ТАСС Статьи 22 мая 2019 «Водителя сразу везут в изолятор». ГИБДД объявила охоту на тонировку
Фото: tonirovka-1.ru Новости 24 июня 2019 В Госдуме предложили отменить штраф за тонировку

На вопрос о том, что же делать с самими злостными нарушителями, создающими на дороге непосредственную опасность, Нилов не ответил. Он отметил, что в целом считает необходимым разрешить тонировку передних боковых стекол. Парламентарий уверен, что тонировка позволяет экономить немалые средства в связи с уменьшением нагрузки на кондиционер в летний период, защититься от света ослепляющих фар встречного автомобиля и солнечных лучей, мешающих смотреть на дорогу.

«Мы выступаем за то, чтобы нормы тонировки в целом были пересмотрены, — говорит депутат. — Допустимая сейчас пропускаемость около 70% уже не соответствует реальности, она устарела. К тому же в России есть города с совершенно разным климатом. Есть жаркие регионы, такие как Кавказ, Крым, Краснодарская область, где из-за жары и яркого солнца выезжать на дорогу без тонировки просто невозможно. Мы за пересмотр действующего законодательства — нужно искать компромисс».

Письмо ГИБДД не закон

Адвокат Александр Леманн пояснил, что письмо ГИБДД не может считаться источником права. Пока названная инициатива не появится в КоАП, у инспекторов по-прежнему сохранится законное право требовать устранять неправильную тонировку прямо на месте. «Сейчас сотрудник ГИБДД при встрече с таким нарушителем может действовать по своему усмотрению. В законодательстве нигде не прописано, когда водитель должен избавиться от тонировки не по ГОСТу», — сказал эксперт.

Фото: Яна Королёва / Фотобанк Лори
Фото: Яна Королёва / Фотобанк Лори

В качестве примера Леманн привел ситуацию, в которой полицейский требует прекратить распитие алкоголя или курение в запрещенных местах. «Среагировать на это требование нужно немедленно. То же самое работает и с тонировкой. Если избавиться от тонировки нельзя на месте, например это сложно сделать технологически, нужно составить ходатайство и попросить у инспектора дополнительное время — этот документ сотрудник ГИБДД обязан сразу рассмотреть и выписать определение», — добавил адвокат.

По мнению Леманна, выделить водителю сутки на устранение незаконной тонировки — логичная мера. Однако он признает, что отпускать такого водителя обратно на дорогу может быть опасным. Такая правовая неопределенность потребует от законодателей дополнительной проработки.

В свою очередь, адвокат Марат Аманлиев обратил внимание на то, что сейчас вопрос о времени, которое инспектор может дать на устранение тонировки, никак не регламентирован. «Никаких ссылок, нормативно обосновывающих временной промежуток «не менее суток», письмо ГИБДД не содержит, — сказал эксперт. — Для четкого исполнения этой рекомендации всеми сотрудниками формулировка в обязательном порядке должна быть прописана в административном регламенте МВД».

Напомним, что сотрудники ГИБДД при проверке светопропускаемости стекол должны сделать замеры в трех разных точках каждого стекла, при этом поверхности должны быть сухие и чистые. Во время дождя или высокой влажности замеры не производятся, а вот в темное время суток они не запрещены. Прибор должен быть сертифицирован и иметь пломбу. Ранее за езду с тонировкой передних стекол сотрудники ГИБДД имели право снимать номерные знаки. В ноябре 2014 г. норму из КоАП убрали, оставив только штраф, что привело к резкому росту спроса на тонировку в автосервисах.