В Госавтоинспекции не признали работу мобильного приложения «Помощник Москвы» и отказались присылать водителям штрафы, основанные на фотографиях со смартфонов, регистраторов и других устройств. Об этом говорится в ответе ГУОБДД МВД России, направленном эксперту по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорию Шухману. Специалист запрашивал у ведомства позицию по вопросу законности таких штрафов.
В ГИБДД сослались на позицию Верховного суда России, который летом 2019 г. отказался признавать, что приложение работает в автоматическом режиме. После этого московские власти внесли в его работу некоторые изменения, но ГИБДД это не устроило.
«Технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств», — говорится в документе.
В ведомстве объяснили, что если нарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется.
Источник в правительстве Москвы рассказал Autonews.ru, что привлечь водителя к ответственности можно только в том случае, если нарушение зафиксировал сам инспектор ГИБДД. Если же нарушитель попал в объектив какого-либо гаджета, то, чтобы получить основания для штрафа, нужно провести административное расследование. То есть разыскать автомобилиста, вызвать его в отделение, где он либо сам признает свою ответственность, либо инспектору придется собирать доказательства. Именно по такой схеме, до обновления приложения, после решения Верховного суда приходилось действовать в МАДИ и АМПП.
Дополнительно в Госавтоинспекции подчеркнули, что правоприменительную деятельность на основании материалов, зафиксированных с применением программного комплекса «Помощник Москвы», в настоящее время не осуществляют.
Верховный суд России отказался считать мобильные телефоны граждан средством автоматической фиксации нарушений в июне 2019 г. По мнению высшего судебного органа, доказательством вины водителя могут считаться только фотографии или видеозаписи, сделанные на стационарную камеру или устройство, установленное в автомобиле. Кроме того, фиксация нарушений должна проходить в автоматическом режиме. Съемка с телефона в применяемом тогда формате указанным требованиям не отвечала.
В ответ на это в департаменте транспорта обновили приложение. В начале августа там рассказали, что после доработок приложение стало более автоматизированным: «Переходы между этапами фиксаций управляются таймерами, и переход от распознавания номера автомобиля к фотографии, а потом к съемке видео происходит автоматически без касания экрана пользователем».
В итоге новая версия «Помощника Москвы» прошла необходимую сертификацию и снова заработала. Однако пользователям стали доступны не все возможности по фиксации нарушений. Так, на данный момент при помощи сервиса можно отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки. Штрафы за эти нарушения оформляют сотрудники ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и Московской административной дорожной инспекции.
Возможность фиксации других видов нарушений, как утверждали летом в департаменте транспорта Москвы, находится в проработке и должна стать доступна в ближайшее время. Но такие нарушения, как неправильная парковка на тротуарах и парковка на пешеходном переходе, находятся в ведомстве ГИБДД. Там, в свою очередь, обновления достаточными не посчитали и смогли наложить на использование «Помощника» вето.
Частичный возврат функций «Помощнику Москвы» Шухман называет противоречащим Конституции. «Обновление приложения не устранило принципиальный момент: дело в том, что мобильное устройство с его камерой в состав программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» не входит. Режим автофиксации от ручного отличается тем, что фиксируемое событие с признаками административного нарушения выявляется без участия человека, то есть независимо от усмотрения того или иного лица», — уточнил он.
Хотя речь идет главным образом о приложении «Помощник Москвы», такая же позиция у ведомства сохранится и на федеральном уровне. Это может затронуть работу общероссийского приложения «Народный инспектор», которое сейчас находится в стадии разработки. Благодаря ему можно будет фиксировать нарушения при помощи смартфона и отправлять их в ГИБДД. Соответствующий законопроект депутаты Госдумы уже поддержали в первом чтении.
Только подробная проработка приложения позволит избежать расхождения позиций с ГИБДД, ведь именно приложение «Помощник Москвы», как рассказывали Autonews.ru в департаменте транспорта Москвы, взято как системное решение для общероссийского «Народного инспектора».
«Думаю, что запрещать это приложение никто не будет, — отметил в беседе с Autonews.ru глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. — У правительства России есть программа суперсервисов, которые будут доступны по всей стране. Наша программа «Помощник Москвы» взяла базу решений для сервисов, связанных с «Народным инспектором». Это было наше решение, пока мы обсуждаем этот сценарий с федеральными коллегами, и окончательное решение (о том, будут ли работать два приложенные одновременно. — Прим. ред.), безусловно, за ними. Но сейчас приложение «Помощник Москвы» взято как системное решение для всей России. Вопрос бонусов для пользователей — это некая донастройка, которая позволит стимулировать пользователей. Думаю, что приложение будет развиваться в новом ключе. И всю судебную практику, сертификаты все, наработки мы будем класть в эту копилку».
В настоящее время «Помощником Москвы» пользуется более 400 тыс. человек. Одно из самых популярных нарушений, которые фиксируют пешеходы, — парковка на газонах. Пользователи в беседе с Autonews.ru уже высказали опасение, что теперь наказывать оставляющих автомобили на тротуарах водителей будет практически некому.