В воскресенье, 28 июля, во французской столице на Елисейских Полях финишировала ежегодная гонка «Тур де Франс». Победу в общем зачете одержал 22-летний колумбиец Эган Берналь из коллектива Team Ineos, ставший первым в истории чемпионом из Южной Америки, а также самым молодым триумфатором соревнования за последние 110 лет.
Да, у «Тур де Франс» действительно вековая история — первая гонка состоялась еще в 1903 году. Соревнование, имеющее неофициальное название La Grande Boucle («Большая петля»), было задумано редакторами французской газеты L’Auto в качестве рекламного проекта, а также для конкуренции с популярными в то время велосипедными соревнованиями Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж.
Именно благодаря французскому изданию, выпускавшемуся на страницах желтого цвета, появилась знаменитая «желтая майка», идентифицирующая на том или ином этапе текущего лидера общего зачета соревнования. Кстати, в июле нынешнего года исполнилось ровно 100 лет с того момента, когда впервые на велосипедисте «Тур де Франс» появился данный кусок материи, название которого впоследствии стало нарицательным.
Дебютный «Тур де Франс» состоял всего из шести стадий, однако в программу современных соревнований входит уже 21 этап. Общая протяженность дистанции варьируется от 3000 до 4000 км, тогда как в 1926 г. велосипедистами был пройден рекордный путь в 5745 километров. Каждый год гонка идет по разному маршруту, который иногда пролегает не только по территории Франции. К примеру, спортсмены заезжают в Бельгию, Италию или Испанию, а в прошлые годы некоторые этапы проводились даже по ту сторону Ла-Манша — в Великобритании. При этом с 1975 г. гонка неизменно финиширует на главной улице Парижа.
За 21 день соревнования каждый велосипедист в среднем сжигает около 124 тыс. калорий — примерно столько же содержится в 250 двойных чизбургерах из McDonald’s. Литры пота, которые сходят со спортсменов на протяжении всей гонки, исчисляются сотнями, а то и тысячами. Как и количество покрышек, шестеренок и прочих запчастей, перевозящихся на автомобилях, сопровождающих спортсменов. Действительно, машины для «Тур де Франс» теперь такой же неотъемлемый атрибут, как, скажем, цепь для велосипеда.
Каждый этап гонки начинается с массового парада спонсорских автомобилей, который стал важнейшей традицией соревнования. Примерно за пару часов до начала основного велосипедного заезда на маршрут выходит огромный красочный караван транспортных средств, украшенных всевозможной рекламой. Пестрая колонна, движущаяся со средней скоростью 50 км/ч, может растянуться на 15 километров.
Практически каждый второй человек, посетивший «Большую петлю», признается, что в первую очередь пришел посмотреть именно на эту часть мероприятия. Это неудивительно, ведь участники этого своеобразного автомобильного карнавала щедро раскидывают во все стороны сувениры, рекламирующие продукцию своей компании. Под ноги стоящим на обочине зрителям может прилететь все что угодно — от бейсболки и брелока для ключей до круассана или, например, сосиски.
Что касается самого соревнования, то за каждой командой закреплено по два собственных автомобиля поддержки, которые перевозят запасные детали для велосипедов, воду, одежду и прочее оснащение. Как правило, ими управляют бывшие профессиональные велогонщики, которые, как никто другой, имеют представление как об особенностях динамики передвижения пелотона (основного скопления участников на дистанции), так и о специфике поведения толп зрителей.
Основным же автомобильным партнером «Тур де Франс» является компания Skoda. Чехи поддерживают велогонку неслучайно — история марки началась 1895 г., когда механик Вацлав Лаурин и его партнер Вацлав Клемент организовали фирму Laurin & Klement, запустившую производство велосипедов собственной конструкции.
Автомобили для организаторов и обслуживающего персонала «Большой петли» предоставляются «Шкодой» уже 16 лет (с 2004 г.), за которые машины чешской марки проехали по маршруту гонки в буквальном смысле миллионы километров.
В этом году на «Большую петлю» отправилось 250 автомобилей марки Skoda. Главное транспортное средство соревнования — так называемая «красная машина» директора «Тур де Франс» Кристиана Прюдомма, созданная на базе флагманской модели Superb. Автомобиль представляет собой мобильную штаб-квартиру, откуда осуществляется основное руководство гонкой. Ключевой элемент — сложный коммуникационный центр с шестью антеннами на крыше, несколькими микрофонами и доступом к четырем радиоканалам, при помощи которых руководитель гонки узнает всю актуальную информацию о ходе этапа и отдает указания маршалам.