У российских автомобилистов уже совсем скоро может серьезно измениться жизнь. Длительные майские праздники не помешали правительству, депутатам, различным ведомствам и организациями вынести на обсуждение целый ряд законопроектов и инициатив.
Некоторые идеи находятся пока только в стадии разработки, однако ряд законов уже начал действовать на территории России. Мы разобрались, что уже изменилось в жизни автомобилистов в конце весны и к чему им следует готовиться в ближайшее время.
В конце апреля президент России Владимир Путин ужесточил наказание для водителей, которые покинули место ДТП. Теперь сбежавшие автомобилисты рискуют отправиться в тюрьму за это нарушение на срок до четырех лет. Если же в ДТП есть погибшие, то водителю грозит от четырех до девяти лет лишения свободы. Таким образом, нарушителей приравняли к пьяным виновникам аварий.
Ранее российское законодательство хоть и запрещало автомобилистам оставлять место ДТП, но за это предусматривалась лишь административная, а не уголовная ответственность. Из-за этого у сбежавших водителей появлялась лазейка, позволяющая уходить от ответственности за нетрезвое вождение.
Радикальные методы борьбы с пьяными водителями разработало МВД. В ведомстве считают нынешнее наказание (лишение прав на срок от полутора до двух лет и штраф в размере 30 000 руб.) недостаточным. Поэтому полицейские предложили отнимать автомобили у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Речь идет об автомобилистах, которые попались на управлении машиной в нетрезвом виде повторно. Изымать транспортное средство предлагают в пользу государства с дальнейшей продажей на специальном аукционе. На данный момент этот документ уже отправлен в правительство и будет рассмотрен в ближайшее время. Похожие законопроекты предлагали депутаты Госдумы на протяжении нескольких лет, однако поддержки они до сих пор не находили.
В Правила дорожного движения могут ввести ограничения, касающиеся электросамокатов, сегвеев и моноколес. Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников предложил в ближайшее время определиться с использованием такого вида транспорта на дорогах и в парках, а также с их перевозкой и хранением. Кроме этого, по его мнению, из-за бесшумного хода эта техника может представлять угрозу для пешеходов. Конкретные предложения в этом вопросе депутатам еще предстоит разработать.
Серьезные ограничения для водителей фур уже с этой весны ввел Росавтодор. С 20 мая по 31 августа большегрузам запрещено ездить по федеральным трассам с 10:00 до 22:00, если температура воздуха превышает 32 градуса по Цельсию. Таким образом, передвигаться по магистралям фуры могут только ночью.
В госкомпании объяснили, что такие меры необходимы для защиты от образования колеи, когда в жару на солнце асфальт нагревается. В число трасс, закрытых для фур, вошли участок М9 в Псковской области, М10 в Ленинградской области, участок М4 «Дон» Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, а также подъезды к городам на трассе «Крым». Предупреждать водителей об ограничении планируют с помощью специальных дорожных знаков.
Центр организации дорожного движения Москвы определился с главной причиной аварийности в столице. В ведомстве считают, что большинство ДТП в городе с летальным исходом происходит из-за превышения скорости. Для борьбы с нарушителями ЦОДД предложил снизить нештрафуемый порог превышения скорости до 10 км/ч.
При этом сам размер штрафа за это нарушение должен зависеть от уровня дохода автомобилиста или от стоимости его транспортного средства, считают в ЦОДД. Предложение по ужесточению скоростного режима обсуждается властями уже на протяжении несколько месяцев. По мнению главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, нововведение может заработать уже до конца 2019 года.
В ГИБДД ужесточение скоростного режима в целом поддерживают, однако с отменой нештрафуемых +20 км/ч предлагают подождать. В ведомстве считают необходимым сначала провести полную ревизию дорог в стране, чтобы определить наиболее оптимальный скоростной режим движения для автомобилистов на каждом участке. Занять этот процесс может около двух лет.
При этом в ГИБДД уже сейчас предлагают снизить на 20 км/ч порог максимальной скорости для водителей, перевозящих в автомобилях детей. Кроме этого водителей хотят заставить в обязательном порядке клеить стикеры «Ребенок в машине». Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что такие нормы необходимо прописать в Правилах дорожного движения уже в ближайшее время.
В апреле парламентарии и представители ведомств продолжили спор о скидках на штрафы. Так, глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов предложил отменить эту льготу для злостных нарушителей ПДД. С похожей инициативой выступила и ГИБДД. Лишить скидки хотят водителей, которые систематически нарушают скоростной режим.
Однако с этими предложениями не согласились депутаты Госдумы, которые предложили властям сначала навести порядок с камерами фото- и видеофиксации, которые, по их мнению, вследствие технических ошибок и некорректной настройки нередко и формируют статистику неоднократных нарушений. Более того, парламентарии предложили увеличить эту скидки с 50% до 70%.
Минтранс планирует разделить водителей на любителей, пользующихся автомобилем в личных целях, и профессионалов — тех, кто рассматривает машину как средство заработка. Для этого ведомство подготовило поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые уже обсуждают депутаты и экспертное сообщество.
Если проект увидит зеленый свет, из программы подготовки водителей-любителей уберут дисциплины, не связанные с безопасностью дорожного движения. Таким образом обучение в автошколах станет легче и дешевле. Профессиональных водителей, в свою очередь, будут готовить в соответствии с действующей системой обучения. Тем, кто успешно сдаст экзамены, выдадут права сроком на пять лет, по истечении которого нужно будет проходить курсы повышения квалификации.
Процесс техосмотра теперь будут фиксировать на фото. Поправки в законопроект Госдума поддержала в окончательном, третьем чтении. Теперь документ должен одобрить Совет Федерации, после чего он будет направлен на подпись к президенту. Парламентарии объяснили, что фотофиксация необходима для того, чтобы исключить оформление «серых» диагностических карт, которые выдаются без фактического проведения техосмотра автомобиля. До этого предлагали снимать весь процесс на видео, однако позже правительство решило ограничиться двумя фотографиями — с начала и завершения прохождения техосмотра.