branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Продажи здесь тихие: авторынок ждут тяжелые месяцы

В январе результаты продаж новых автомобилей в России оказались не так плачевны, как этого опасались эксперты. Но дилеры признаются: клиентов не заманить даже скидками — и прогнозируют стагнацию на рынке
Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru
Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru

Первые итоги продаж новых автомобилей в 2019 г. опубликовал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Несмотря на опасения участников рынка и экспертов, результаты января назвать плачевными нельзя: рынок показал небольшой, но все-таки плюс. Всего было продано 103 064 автомобиля, что на 0,6%, или на 600 единиц, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Спрос на продукцию разных брендов по итогам января распределился неожиданным образом. Если Lada и Kia продавались стабильно (21 531 единица (+3%) и 15 691 автомобиль (+2%) соответственно), то у Hyundai произошел скачок на 24% (10 843 автомобиля). Результаты марки Renault просели на 1%, до 7799 единиц, а Volkswagen прибавил 11%, продав 6200 автомобилей.

Также место в первой десятке получили Skoda, реализовавшая 5536 автомобилей (+23%), Toyota с 5320 автомобилями (+3%) и Nissan, реализовавший 5003 автомобиля (–7%). В числе заметных аутсайдеров оказался Ford — 1740 проданных автомобилей (–44%), Chevrolet — 1388 единиц (–22%) и Datsun — 1084 единицы (–14%).

Скидки не помогли, ждем стагнацию

Участники рынка, включая автомобильных дилеров, готовятся к тяжелым временам. Январь, по их словам, многим дался непросто: те, кто решился на демпинг в начале года, пожаловались, что дополнительных клиентов заманить не получилось. Многие признались, что готовились к отрицательной динамике спроса, но в итоге представленные АЕБ цифры эксперты назвали весьма объективными: на дилерских складах по итогам января осталось не так много автомобилей, поэтому нельзя утверждать, что статистику улучшили еще непроданные экземпляры.

«Результаты продаж января в целом выглядят реалистично, — рассказал Autonews.ru представитель одного крупного дилерского холдинга. По нашему портфелю брендов ситуация близка к этим цифрам. Конечно, каждый дилер решает сам, как ему работать: выполнить план, заказав больше автомобилей для продажи, получить бонус от производителя, но при этом платить кредиты за машины, либо остаться без бонуса, но зато и не оплачивать лишние кредиты. У нас на складах автомобилей осталось не так много, мы справились со стоками. Но январь оказался очень тихим, а увеличить поток клиентов дополнительными скидками не получилось».

Продажи здесь тихие: авторынок ждут тяжелые месяцы

Дилеры признаются, что на складах, особенно в регионах, все еще можно найти интересные варианты, но привлекательны они будут скорее удачными комплектациями, а не слишком низкой ценой, поскольку и на автомобили 2018 г. пришлось поднимать цены с учетом роста НДС.

«Ждем стагнации первый квартал и медленного роста в оставшемся периоде», — предупредил представитель еще одного дилерского центра.

Доходы не успевают за ростом цен

В последующие месяцы рынок ожидает падение, спрогнозировал аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. «Если раньше мы наблюдали, как стремительно снижаются продажи в среднеценовом сегменте, где традиционно много импорта и нет возможности вести гибкую ценовую политику, то теперь падают даже те, кто тащил рынок вверх, — обратил внимание эксперт. — Рухнул Ford, даже Renault и Nissan, будучи едва ли не главными бенефициарами мер государственной поддержки автопрома, просели. Toyota после обновления своего абсолютного бестселлера Camry показала рост всего на 3%».

По его словам, даже с учетом январской индексации цен уверенно себя чувствуют Lada, Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen и ряд китайских брендов. Объясняется это тем, что рост цен на автомобили не сопровождался положительным изменением доходов населения.

Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru Новости 6 февраля 2019 В январе продажи автомобилей выросли, несмотря на повышение НДС
Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru Новости 14 января 2019 Продажи автомобилей в России по итогам 2018 года выросли почти на 13%

«К январю банки уже успели поднять ставки вслед за ЦБ, дилеры — цены в связи с повышением НДС. А сбережения населения начали стремительно обесцениваться под давлением ускорившейся инфляции. Спектр доступных населению автомобилей в очередной раз сократился, к февралю он ужмется еще раз, поскольку и остатки будут распроданы. Не исключаю, что уже в феврале мы увидим отрицательную динамику продаж», — заключил Антонов.

В свою очередь управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский объясняет январский успех модели Lada Granta (модель стала самой популярной в России) отложенным спросом со стороны населения.

«Россияне начали верить в возможность кризиса в 2019 г. и пытаются найти применение своим небольшим сбережениям в виде покупки автомобиля экономкласса, — предположил эксперт. — Кроме того, Lada Granta активно берут таксисты. Полагаю, что первый месяц года не является показательным для всего 2019 г., и за 12 месяцев хорошо, если увидим рост продаж на 5–6%».

По оценке аналитика, в 2019 г. спрос будет смещаться в пользу подержанных 3-4-летних машин. А производителей новых автомобилей будут ждать новые вызовы: до сих пор неизвестно, отменит ли правительство субсидии и льготы, к которым привыкла отрасль.

Продажи здесь тихие: авторынок ждут тяжелые месяцы