По запросу «Вызов эвакуатора» магазины приложений для смартфонов выдают около 10 программ, каждая из которых обещает быстрый приезд техпомощи и выгодные тарифы. Помимо собственных приложений конкретных фирм, существуют и программы-агрегаторы, работающие по принципам, аналогичным такси. Процесс уберизации затронул и эту область, однако пока агрегаторы для заказа эвакуаторов нельзя считать комплексными решениями.
Подобные приложения могут предоставлять пользователю информацию о ближайших свободных эвакуаторах, но далеко не все они являются агрегаторами, объясняет руководитель компании-разработчика Appomart Владимир Черный.
«Большинство приложений носит чисто информационный характер, предоставляя пользователям перечень контактов с описанием техники по аналогии с тем, как искали по справочникам раньше. Сервис по принципу такси предоставляют лишь единицы», — говорит специалист.
С точки зрения клиента интерфейс полноценного агрегатора действительно очень похож на программу по вызову такси. У клиентов и водителей установлены разные приложения. Первые видят интерактивную карту доступных эвакуаторов и могут выбирать, исходя из технических характеристик машины, времени подачи и стоимости. Водители принимают заказ и выезжают на место, заранее зная, с чем придется иметь дело.
Собственных парков эвакуаторов у агрегаторов нет. К системе могут подключиться как частники, так и крупные компании, предоставляющие услуги эвакуации. Для того чтобы стать партнером приложения, достаточно оформить заявку на сайте компании. Партнерство предоставляется на бесплатной основе, но за каждую заявку подразумевается выплата комиссии владельцу приложения. Все как в агрегаторах такси, добавляет Владимир Черный.
Проблема в том, утверждает региональный директор службы помощи «Русский АвтоМотоКлуб» (РАМК) Андрей Синяков, что требования минимальны, и агрегаторы подключают всех, кто подает заявки.
«Крайне редко требуется наличие юридического лица и фотографии техники, да и те зачастую не соответствуют действительности. Ни одна компания техпомощи не работает плотно с владельцами эвакуаторов, не оценивает качество техники и компетентность сотрудников», — жалуется специалист.
«При подключении исполнители проходят обучение и тестирование. Смысл в том, чтобы привести их к единым тарифам и правилам работы», — парирует исполнительный директор агрегатора CarTaxi Андрей Шатилов. Аналогично такси, агрегатор эвакуаторов использует рейтинговую систему для водителей.
Приложения имеют ряд преимуществ перед компаниями и диспетчерскими, отмечает директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич: «Все происходит быстро, не нужно тратить время на ожидание ответа оператора. Есть большой выбор спецтехники в непосредственной близости от местоположения. Наконец, демократичные цены за услуги».
От привычных диспетчерских служб агрегатор отличается еще и автоматизированной логистической системой, которая позволяет уменьшить стоимость эвакуации за счет сокращения холостого пробега. При этом от такси подобные программы отличает ряд особенностей, говорит Андрей Шатилов: «В нашем бизнесе существует множество нюансов, связанных с условиями, в которых мы грузим автомобили. Это клиренс, количество заблокированных колес, дальность подачи и прочее».
При вызове эвакуатора клиент указывает марку и модель автомобиля, и чаще всего этого бывает достаточно, поскольку в базе данных приложения содержатся параметры всех массовых автомобилей, вплоть до габаритов, клиренса и массы. Чтобы подобрать эвакуатор для разбитых машин, в процессе заказа клиенту приходится заполнить форму с указанием типа повреждений или неисправностей автомобиля, но сделать это можно и в ручном режиме по телефону, поясняет представитель CarTaxi: «Часто клиенты хотят вызвать эвакуатор, который был бы избыточным и слишком дорогим для конкретной ситуации».
Именно это обстоятельство, по мнению регионального директора службы помощи «Русский АвтоМотоКлуб» (РАМК) Андрея Синякова, не позволяет создать полноценное приложение для эвакуации и техпомощи. «Эти услуги требуют подробного опроса для выяснения всех обстоятельств. Велика вероятность, что клиенту вообще не нужен эвакуатор. Опыт РАМК показывает, что 12% всех обращений можно решить с помощью консультации и инструкций механика по телефону», — говорит эксперт.
Стоимость перевозки машины зависит от дальности подачи эвакуатора, сложности погрузки и продолжительности поездки. При этом агрегатор может либо самостоятельно рассчитать предполагаемую стоимость перевозки, основываясь на информации о загрузке дорог, либо предложить сетку фиксированных тарифов.
«Допустим, вы вызываете эвакуатор по телефону, вам говорят одну цену, после приезда эвакуатора она меняется, а после прибытия на место с вас берут еще и стоимость разгрузки. В приложении цена фиксируется изначально», — добавляет Андрей Шатилов.
Кроме того, приложение позволяет проводить безналичную оплату с карты. Однако, добавляет Евгений Гришкевич, владельцы спецтехники неохотно идут на внедрение безналичных операций, так как предлагаемая агрегатором цена ощутимо ниже стоимости частников.
При наличных расчетах работает известная схема, утверждает Андрей Синяков: «При заказе компании занижают стоимость, а после озвучивают более высокую сумму и сообщают об увеличении времени подачи».
Попытки уберизировать службы эвакуации Андрей Синяков считает скорее данью моде. Скачивать приложения, которые нужны крайне редко, автомобилисты не будут, уверен представитель РАМК: «Потенциальный клиент не станет расходовать память телефона и скачивать приложение, которым не воспользуется в ближайшее время. Кроме того, как уже говорилось выше, нужен детальный опрос для отправки техники».
Большинство автомобилистов действительно заказывает услуги эвакуатора через сайты, поскольку заказ происходит «по случаю», подтверждает Владимир Черный из Appomart: «Это всегда внезапно, и вы скорее обратитесь в первые две-три компании из списка в поисковой выдаче. Из-за такой импульсивности цены на рекламу по тематике сильно завышены, и первые в выдаче компании могут оказаться недешевыми». Именно поэтому агрегаторы, говорит IT-специалист, могут предложить более выгодные условия.
Пока же агрегатор полезен лишь большим списком исполнителей, утверждает Андрей Синяков. В том, что агрегатор будет принимать участие в разрешении конфликтов, эксперт тоже сомневается. Согласен с ним и представитель ГК «АвтоСпецЦентр»: «Агрегатор является соединяющим звеном между исполнителем и заказчиком, поэтому учувствовать в разрешении конфликтов не может, если они не связаны непосредственно с водителем спецтехники и автовладельцем».
Однако представитель CarTaxi утверждает, что агрегаторы готовы участвовать в решении таких инцидентов. Чаще всего это, добавляет он, проблемы, связанные с забытыми вещами. Для того чтобы агрегаторы стали действительно востребованными, в них нужно добавить дополнительный функционал, уверен Владимир Черный.