Более половины новых легковых автомобилей в России продается с автоматической трансмиссией, подсчитали эксперты аналитического агентства «Автостат». По данным компании, за 11 месяцев 2018 г. было реализовано почти 850 тыс. машин с «автоматами», роботами и вариаторами, что составляет 52% рынка. Если предположить, что эта пропорция сохранялась на протяжении всего года, то всего в 2018-м было продано около 940 тыс. машин с двумя педалями.
В списке самых популярных машин с АКП есть хорошо знакомые представители топ-25 рынка, но рейтинг, составленный по абсолютному числу проданных машин, далеко не всегда соответствует рыночному положению модели. Помимо машин, которые продаются в основном только с АКП, есть модели со сравнительно невысокой долей автоматических трансмиссий. При этом многие бестселлеры вообще не вошли в этот рейтинг, поскольку продаются, как правило, с МКП.
Японский кроссовер с результатом 22 594 машины замыкает топ-25 рынка по итогам 2018 года. Доля продаж версий с «автоматом» у CX-5 достигает 98%, и именно благодаря этому модель опережает в нашем рейтинге кроссоверы Hyundai Tucson, Nissan X-Trail и Qashqai, стоящие выше в списке бестселлеров. С МКП продается только начальная версия, а минимальная стоимость машин с «автоматом» составляет 1 775 000 руб. за 150-сильный мотор и передний привод. С полным приводом придется заплатить на 100 000 руб. больше. А CX-5 2,5 мощностью 192 л. с. обойдется минимум в 1 990 000 рублей.
Многократно обновленный Outlander не выходит из топ-25 рынка — за год реализовано 24 511 машин. А в том, что все они оснащаются автоматизированными трансмиссиями, нет ничего удивительного: с «механикой» кроссовер в России давно уже не предлагается. Отсчет можно вести от 1 689 000 руб. за переднеприводный двухлитровый (146 л. с.) кроссовер с вариатором или от 1 854 000 руб. за его полноприводную версию. Мотор 2,4 (167 л. с.) поднимает цену до 2 126 000 рублей. А вот трехлитровой (230 л. с.) машине полагается не вариатор, а шестиступенчатый «автомат», но в продаже таких сейчас нет.
Седан, который стабильно входит в десятку лидеров рынка (59 450), имеет самую низкую долю версий с «автоматом» — 44%, что в целом весьма соответствует предложению. Из 17 комплектаций 10 — это версии с МКП, которые пользуются стабильным спросом. В итоге по числу проданных машин с АКП Polo занимает только восьмое место. Минимальная стоимость — 824 900 руб., которые просят за мотор 1,6 мощностью 110 л. с. в паре с шестиступенчатым «автоматом». Есть и альтернатива: турбомотор 1,4 TSI (125 л. с.) с семиступенчатым «роботом» DSG. Такой Polo стоит минимум 919 900 рублей.
Еще один кроссовер-бестселлер (31 155 машин) считается одним из самых «женских» автомобилей рынка. Однако 10% клиентов все-таки покупают версии с «механикой», хотя таких представлено всего две, причем в начальных комплектациях. Двухлитровый мотор (146 л. с.) помимо МКП оснащается вариатором, а это минимум 1 703 000 руб. с передним приводом и 1 802 000 руб. с полным. А вот версии с бензиновым мотором 2,5 (180 л. с.), как и дизельный RAV4 2,2 TD (150 л. с.), оснащаются безальтернативными шестиступенчатыми «автоматами». Цены на эти машины начинаются от 2 019 000 и 2 077 000 руб. соответственно.
В рейтинге бестселлеров Sportage с результатом 32 667 машин стоит рядом с Tiguan, но доля машин с АКП у него составляет более скромные 85%. Из 18 имеющихся комплектаций с «механикой» предлагаются целых шесть, но клиенты все равно предпочитают автоматические версии. Во-первых, это переднеприводные двухлитровые машины (150 л. с.) стоимостью от 1 534 900 рублей. Во-вторых, они же с полным приводом и ценой на 80 000 руб. больше. Кроссоверы с мотором 2,4 (184 л. с.) продаются только с АКП и стоят уже от 1 839 900 рублей. Единственный дизельный вариант (185 л. с.) стоит 2 289 900 рублей.
Немецкий кроссовер предлагается с «механикой» либо в самой простой комплектации Trendline с двигателем 1,4 TSI мощностью 125 л. с. и передним приводом, либо в специальном исполнении Offroad с полным приводом и 150-сильным мотором. Все остальные машины оснащаются преселективной коробкой DSG, и их доля из 33 530 проданных машин составляет 94%. Самый доступный Tiguan с DSG — переднеприводный Trendline (150 л. с.) стоимостью 1 579 000 рублей. Вариант Offroad с полным приводом стоит уже 1 935 000 рублей. А с двухлитровым двигателем мощностью 180 л. с. — уже 2 109 000 рублей. Есть и вариант со 150-сильным дизелем с ценой от 2 419 000 рублей.
По результатам годовых продаж самый популярный бизнес-седан страны не вошел в десятку бестселлеров, оставшись на 11-м месте. При этом все 33 700 проданных машин оснащены «автоматами», поскольку версий с МКП в гамме просто нет. Минимальная стоимость Camry с мотором 2,0 (150 л. с.) составляет 1 573 000 руб., цены на машины с мотором 2,5 (181 л. с.) начинаются от 1 756 000 руб., а топ-версия V6 3,5 (249 л. с.) стоит минимум 2 324 000 руб., но продается уже в богатой комплектации «Люкс Safety».
Седан Solaris продается почти так же хорошо, как и кроссовер Creta (65 581 штука), но в ходу более доступные варианты, а доля машин с автоматической трансмиссией меньше 68%. При этом Solaris с «автоматом» продается даже немного дешевле, чем соплатформенный Kia Rio. Седан с мотором 1,4 (100 л. с.), шестиступенчатой АКП и комплектацией Active Plus стоит 843 000 руб., а машина с мотором 1,6 (123 л. с.) в том же исполнении стоит 868 000 рублей. Максимальная цена — 990 000 руб., и это один из немногих автомобилей стоимостью до миллиона рублей.
Четвертое место в списке бестселлеров рынка, второе среди машин с АКП и первое среди кроссоверов. «Автомат» выбирают 74% процента клиентов, то есть из 67 588 проданных машин таких продано около 50 тысяч. Могло быть больше, но самая доступная версия с АКП и мотором 1,6 (123 л. с.) стоит 1 050 000 руб., причем переднеприводная. Полный привод — это уже минимум 1 175 000 рублей. Цены на двухлитровые кроссоверы (150 л. с.) начинаются от 1 190 000 руб., но с полным приводом автомобиль обойдется уже в 1 325 000 рублей.
Один из главных бестселлеров рынка пользуется хорошим спросом даже с механической коробкой, а доля версий с «автоматом» составляет сравнительно невысокие 66%. Но большие объемы продаж (по данным АЕБ, за год реализовано 100 148 машин) и незначительное количество двухпедальных версий Lada Vesta и Granta привели к тому, что именно Rio чаще всего продавались с АКП. Минимальная стоимость седана Rio 1,4 АТ в исполнении Comfort — 854 900 руб., а машина с мотором 1,6 стоит от 879 900 до 1 064 900 руб. за топ-версию Premium. Хэтчбек повышенной проходимости Rio X-Line продается в тех же комплектациях на 40 000 руб. дороже.