Российский рынок продолжает уверенный рост после кризиса — по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, к концу года продажи вырастут на 13%, а общий объем рынка превысит 1,8 млн автомобилей. О постепенном выздоровлении говорит и количество новинок. Если учесть все спецверсии и модификации, которые в 2018-м вышли на рынок, число премьер достигнет сотни.
Редакция Autonews.ru предлагает читателям выбрать самые важные новинки уходящего года. Как и в прошлом году, мы используем не классическое деление по классам и кузовам, а эмоциональные категории, характеризующие общее назначение машины, а не ее ценовые рамки. В списки попали только те автомобили, которые были впервые представлены в 2018 г. и уже вышли на наш рынок. А новинки, которым только предстоит прийти в Россию, выделены в отдельную категорию ожидаемых. Всего в голосовании участвуют 80 моделей.
Самый популярный сегмент недорогих машин серьезных метаморфоз не претерпел, но на рынке появилось немало интересных модификаций. Главный тренд — версии повышенной проходимости: Lada представила седан Vesta и хэтчбек Xray в исполнении Cross, аналогичные модели подготовили в Renault. Главной новинкой гольф-класса стало семейство Ceed вместе с седаном Cerato, а в следующем году оно станет еще больше.
Еще в прошлом году возобновились продажи шести знакомых машин, и в нынешнем этот процесс продолжился. Список возвращенцев уже не так богат, но кое-что интересное на рынке все-таки появилось. Во-первых, опять обновился Nissan Juke, и он по-прежнему пользуется стабильным спросом. Во-вторых, немцы вновь решили продавать седьмой Volkswagen Golf, хотя в 2019-м ожидается премьера машины восьмого поколения. Еще две знакомые модели — седаны Lexus IS и Subaru Legacy.
В категорию практичных разом попали кроссоверы и пикапы, а также один седан, которые в той или иной степени можно отнести к утилитарным. Во-первых, это китайские машины, не позволяющие оценивать их более эмоционально. Во-вторых, две интересные модели сегмента компактных кроссоверов — Citroen C3 Aircross и обновленный Ford EcoSport. Стилистика моделей и неплохая защита от повреждений на плохой дороге позволяют отнести их к практичным, хотя обе вполне могли бы претендовать и на место в списке необычных.
В разряд условно семейных попадает огромный пласт автомобилей, которые годятся для комфортной перевозки нескольких человек. Нет ничего удивительного в том, что здесь можно увидеть кроссоверы одной марки двух разных классов: выбор определяется ценой и конкретными потребностями. Если же кроссовер не нужен, есть более классические варианты, например обновленный минивэн Hyundai H1 или универсал Volvo V60. Все остальные — автомобили повышенной проходимости, и это тоже очень важный современный тренд.
Несмотря на нашествие кроссоверов всех мастей, седаны в России не сдают позиции. Особенно когда речь идет о среднеразмерном сегменте, который уже можно считать престижным. К таковым мы относим седаны европейских сегментов D и E, грань между которыми давно стерлась. Даже сравнительно компактные «трешка» BMW и мерседесовский C-Class в автомобильной иерархии стоят выше любой массовой модели и вполне могут быть транспортом делового человека.
Новый «Гелендваген» в этой категории неслучайно — у нас, да и в других странах, эта машина давно стала статусной. То же можно сказать и об огромном Cadillac Escalade, который лишь в последнюю очередь покупают за внедорожные качества. Обновленный Toyota Alphard тоже выглядит очень представительно. Остальные модели — настоящая классика сегмента.
Автомобиль, способный привлечь внимание, необязательно должен быть дорогим, хотя таких в списке, очевидно, больше. Самая доступная новинка в этой категории — новый кроссовер народной марки Mitsubishi, удививший необычной внешностью. А, например, у немецкого A-класса — совершенно новая концепция организации рабочего места водителя. Не назвать обычным и Jeep Wrangler, который, кажется, с поколениями не меняется вовсе. А еще здесь нельзя не отметить возрожденную «восьмерку» BMW — машину с чрезвычайно элегантным кузовом и мощной харизмой.
Эти модели не вписываются в четкие рамки и существуют вне рынка. За год в Россию пришли: обновленный электрокомпакт BMW из перерабатываемых материалов, премиальный пикап Mercedes, первый внедорожник марки Rolls-Royce и яркий кроссовер Toyota. А Jaguar I-Pace стал первым серийным электрокаром на российском рынке, который вышел на массовый рынок. Еще одно явление — седан Lada Vesta Sport, который пока сложно отнести к горячим, но уже нельзя считать обыденным.
В течение года на мировых автосалонах мы видели массу интересных машин, многие из которых до России пока не добрались. Радует, что к нам обещают привезти не только автомобили привычных сегментов, но и кое-что принципиально новое для рынка. Например, электрические кроссоверы Audi и Mercedes-Benz, «заряженный» хэтчбек гольф-класса марки Hyundai, а также новую инкарнацию микровнедорожника Suzuki Jimny. Очень ждем сенсационно красивую Mazda3 и новый Kia Soul, завоевавший на рынке определенную нишу.