Несколько ведущих автопроизводителей заявили о необходимости господдержки отрасли со стороны правительства. В их числе Renault, Lada и Nissan. Поводом для беспокойства стали негативные прогнозы, связанные с падением продаж до 10% в 2019 г., а также «китайская угроза» в виде активно строящихся в Туле предприятий конкурентов.
Среди основных факторов, которые могут оказать негативное влияние на отрасль, автокомпании назвали повышение ставки НДС c 18 до 20% с 2019 г., колебание курса валют и повышение базовой банковской ставки. Кроме того, речь идет и о росте инвестиционной нагрузки на автопроизводителей в связи с новыми повышенными требованиями к локализации в условиях неопределенности мер государственной поддержки.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru представители автокомпаний рассказали о предстоящей 13 ноября очередной встрече представителей министерств с вице-премьером Дмитрием Козаком, в преддверии которой автобренды решили представить свои позиции.
Программы поддержки спроса на новые автомобили начали работать с 1 января 2018 г. Покупатели машин стоимостью до 1,5 млн руб. получали скидки по нескольким программам, в числе которых «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но субсидий кредитных ставок предусмотрено не было. Выделенных правительством 15 млрд руб. хватило только на первое полугодие — во втором предоставлять скидки перестали.
Тем не менее, продажи во втором полугодии продолжили расти, но значительно меньшими темпами. В следующем году российский авторынок может показать уже иную динамику: от +5% до -5%. Все будет зависеть от «многих условий, в том числе и от наличия господдержки», считает старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор.
«В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что объемы автомобильного рынка могут сократиться на 5-10% в 2019 г. по сравнению с 2018 годом. Я не могу полностью поддержать такой пессимистичный прогноз, но такое опасное развитие событий реально, — объяснил Мор корреспонденту Autonews.ru. — В данной ситуации особенно важно, чтобы правительство России рассмотрело возможность повторного введения с января 2019 г. таких мер поддержки автомобильного рынка, как трейд-ин и льготное автокредитование».
По оценке Мора, только эти программы могли бы дать до 8% роста объемов рынка и перекрыть влияющие на него негативные факторы. Кроме того, по его мнению, стоит повторно запустить такие государственные программы стимулирования спроса, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», что в свою очередь дало бы дополнительные 2% к росту объемов рынка.
«Идеи этих программ — предложить доступный автомобиль молодежи и семьям с умеренным достатком. До мая 2018 г. максимальная стоимость автомобиля по ним составляла почти 1,5 млн руб. Этот уровень мог бы быть скорректирован в сторону уменьшения, чтобы обеспечить реализацию большего числа машин за тот же самый бюджет. А программы трейд-ин и льготного автокредитования могли бы распространяться и на более дорогие машины», — добавил Мор.
После девальвации рубля в 2014 г. большинство брендов были вынуждены сократить свои модельные линейки. Рост продаж в 2018 г. благоприятно повлиял на выбор новых автомобилей в России: возвращать свои модели начали в том числе и массовые бренды.
Однако большинство автомобильных заводов все еще далеки от своей оптимальной загрузки существующих производственных мощностей, то есть ждать резкого расширения модельных линеек в ближайшее время точно не стоит. В том числе недозагрузка производственных мощностей относится и к предприятию Renault в Москве, а также к трем производственным линиям АвтоВАЗа в Тольятти.
«Ситуация может усугубиться, если рынок продолжит слабеть, а в то же самое время запустятся некоторые новые производства, — считает Мор. — Например, в Туле идет активное строительство завода Haval. Не исключено, что бывший завод GM в Санкт-Петербурге также могут купить китайцы. Получается, если объемы рынка останутся на уровне 1,8 млн единиц, доли локальных производителей значительно уменьшатся».
В правительстве не раз заявляли, что помочь автобрендам в случае с недозагруженными мощностями может экспорт. Однако по мнению опрошенных автокомпаний, экспортные объемы в 2019 г. не смогут перекрыть складывающуюся негативную тенденцию на внутреннем рынке. Кроме того, автопроизводители объясняют: чтобы планировать следующий инвестиционный цикл после 2019 г., им необходимо видеть стабильный и предсказуемый рост на российском автомобильном рынке, а также четко понимать, по каким правилам им придется работать.
Об этом не раз корреспонденту Autonews.ru говорили глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович и глава Mazda Йорг Шрайбер. Речь идет, к примеру, о таких минимальных условиях, как рост общих объемов рынка до 2,45 млн единиц к 2025 г., предусмотренный в «Стратегии развития автомобильной промышленности». Однако из-за совершенно разных позиций Минпромторга и Минэка, условия работы в России для автокомпаний становятся только более запутанными — в итоге автобренды уже сейчас заявляют о готовности отказа от запуска новых инвестиционных проектов.
«В связи с отсутствием понимания новой схемы режима нам, возможно, придется замораживать принятие решения по некоторым новым проектам, — заявил Мор. — В частности, возможно, будет заморожен проект нового Duster, появление которого ожидалось в ближайшие пару лет. Точно так же это касается новых моделей Lada. Это означает, что штат инженеров, который мы набираем в Тольятти и в Москве, останется без работы. Поставщики не будут получать новые заказы, чтобы планировать свои собственные инвестиционные проекты. Не получат новые модели и российские потребители».
По данным Autonews.ru, такое решение не затронет планы по выводу на российский в 2019 г. новой модели Renault Arkana.