АвтоВАЗ модернизировал роботизированную коробку АМТ, которой оснащаются Granta и Vesta. Среди заявленных преимуществ АМТ 2.0, как ее называют в Тольятти — более плавные и быстрые переключения, новые режимы движения, которые можно менять при помощи селектора, и, главное, «ползущий» режим, при котором машина начинает движение сразу после отпускания педали тормоза.
«Ползущий» режим понадобился для того, чтобы имитировать работу гидромеханической АКП, когда машина начинает двигаться при отпускании педали тормоза. Руководитель проекта АМТ Владимир Петунин называет его паразитным, но понимает, что пользователи автоматических трансмиссий привыкли к нему и часто отказывались от «робота» именно потому, что тот работает по-другому. Теперь машина с АМТ также самостоятельно начинает движение вперед и назад, однако режим не работает при активированном ручном тормозе, открытой двери или переводе селектора в нейтраль.
Кроме того, вазовцы сократили время переключений примерно на 30%, для чего пришлось существенно уменьшить время размыкания сцепления и немного ускорить сами переключения. В качестве бонуса покупатели машин с АМТ получат селектор выбора режимов движения, который позволит включить зимний или спортивный алгоритмы работы силового агрегата. В первом машина будет трогаться со второй передачи, во втором — быстрее откликаться на акселератор.
«Ползущий» режим действительно работает, но происходит это все равно не так плавно, как в случаях с гидромеханическими «автоматами» или вариаторами. Примерно через секунду после отпускания педали тормоза мехатроника смыкает сцепление, а машина аккуратно трогается с места и поддерживает скорость 5-7 км/ч без участия водителя. Скорость можно регулировать тормозами, а через секунду-другую после полной остановки машины актуаторы размыкают сцепление — это чувствуется по уменьшению вибраций и изменению усилия на педали тормоза.
В движении переключения происходят примерно так же, как и прежде — довольно плавно, но с небольшим разрывом потока мощности. Главное, что в нервном городском стиле езды новый «робот» быстрее реагирует на требования ускориться и не пугает долгими задержками при переключениях. А ползущий режим оказывается очень востребованным в медленном трафике.
Как и прежде, в основе АМТ — стандартная вазовская пятиступенчатая «механика» и набор актуаторов, которые по команде электроники смыкают и размыкают сцепление, а также меняют передачи. Само железо почти не менялось — вазовцы поставили новый контроллер, переписали программу управления и поменяли накладки на диске сцепления для более комфортной работы.
По утверждению Владимира Петунина, изменения настроек, скорости переключений и введение ползущего режима никак не повлияли на ресурс деталей, поскольку механика не заставляет сцепление больше буксовать. Не предусмотрены и дополнительные регламентные работы по обслуживанию, а алгоритм работы коробки умеет компенсировать естественный износ сцепления. Петунин утверждает, что ресурс АМТ, как и в случае с «механикой», составляет не менее 150 тыс. километров.
АМТ 2.0 будут ставить почти на все вазовские модели, кроме тех, что собраны на французской платформе B0, то есть на все модификации Lada Granta и все Lada Vesta, включая версии Cross. Исключением будет Vesta Sport, которая, по словам руководителя проекта Lada Sport Владислава Незванкина, вообще не оснащается «роботом» из идеологических соображений. Кроме того, АМТ 2.0 пока ставится только на Vesta с мотором 1,8, хотя на Granta спокойно уживается с двигателем объемом 1,6 литра.