Третий раунд переговоров между локализовавшими производство в России автокомпаниями и профильными ведомствами, который должен был стать финальным, не удался. Предполагалось, что на прошедшей в понедельник, 15 октября, встрече автобренды смогут согласовать с чиновниками свои позиции по работе в России после истечения срока действия режима промышленной сборки. Речь идет, в частности, об условиях дальнейшей локализации, объемах производства, размерах инвестиций в НИОКР, а также льготах и гарантиях со стороны правительства, которые автокомпании надеются получить взамен на инвестиции.
Решение о необходимости таких переговоров в рамках специальной рабочей группы было принято на недавней закрытой встрече вице-премьера Дмитрия Козака с представителями отрасли в Сочи. Однако, как сообщили корреспонденту Autonews.ru несколько участников итоговой встречи, договориться так и не получилось. Некоторые автобренды выразили опасения, что их предложения чиновники просто проигнорируют.
По словам источников, ситуацию осложнило не только то, что у каждого автобренда свое видение и стратегия работы в России, которыми они не хотят делиться с конкурентами, но и отсутствие согласованных действий самих чиновников в лице Минпромторга, Минэка, а также Федеральной антимонопольной службы. Два министерства имеют принципиально разные позиции по развитию и условиям работы автопроизводителей в России и предлагают разные инструменты взамен завершающего свое действие постановления о промышленной сборке № 166.
Если автокомпании не успеют договориться с чиновниками до этого срока (у каждого производителя он разный, к примеру, подписанное Hyundai соглашение с правительством перестанет действовать уже в конце текущего года, у ряда входящих в Альянс Renault АвтоВАЗ, Nissan Mitsubishi брендов — в середине 2019 года), все они лишатся господдержки и льгот. Это, в свою очередь, может привести к резкому росту цен на автомобили, а также сокращению представленных в России моделей, которые станет просто невыгодно производить.
«Минпромторг предлагает всем автокомпаниям заключать Специальные инвестиционные контракты (СПИКи), — уточняют источники. — Минэк выступает против — они настаивают, что по СПИКам можно будет работать только тем, кто производит высокотехнологичную продукцию, к которой автомобили не относятся. Что касается ФАС, то они выступают против того, чтобы компании образовывали альянсы и консорциумы, то есть объединялись для подписания СПИКов, а ведь именно эту идею объединения брендов для получения синергетического эффекта начали продвигать в Минпромторге еще много лет назад.
В итоге ведомства не могут договориться, как и сами автокомпании». По словам другого источника, в настоящее время все отзывы, составленные автобрендами собраны и отправлены в министерства. «Те автобренды, чья продукция высоколокализована, более заинтересованы в идеях Минпромторга. Компании же с низкой долей локализации — ближе к позиции Минэка. Теперь все ждут, что скажет Дмитрий Козак», — объяснил представитель отрасли.
В свою очередь ряд автокомпаний отдельно направили свои предложения в Минпромтог на имя заместителя министра Александра Морозова. Согласно документу, за подписями руководителей альянса Renault АвтоВАЗ Nissan Mitsubishi, а также Sollers, Mercedes-Benz, Камаза и ГАЗа (с письмом ознакомился корреспондент Autonews.ru), бренды поддержали идею подписания СПИКов и готовы вкладывать дальнейшие инвестиции в углубление локализации и создание продукции с высокой добавленной стоимостью.
При этом бренды просят Минпромторг не стимулировать создание в России новых производственных площадей и разрешать подписывать СПИКи уже только уже имеющим собственные предприятия компаниям, а не привлекать новых игроков, готовых работать с «нуля». У Минэка, по словам участников рынка, на этот счет обратная позиция.
Согласно письму, автобренды в рамках нового инвестиционного режима готовы взять обязательства по новым инвестициям, развитию технологий, созданию новых рабочих мест. Взамен они также просят гарантий по условиям ведения бизнеса, неувеличению совокупной налоговой нагрузки и обеспечению совокупных мер государственной поддержки в течении всего срока действия СПИКа. Отметим, что максимальный срок действия СПИКа для автомобильной отрасли — 10 лет. При этом в Минэке считают, что господдержка может работать не более пяти.
Между тем другие участники переговоров отправили чиновникам отдельные письма, в которых также выразили свое видение работы в России.
В свою очередь в Минпромторге уточнили, что межведомственная рабочая группа была создана для выработки единых подходов к совершенствованию механизмов государственного регулирования и поддержки развития автомобилестроения в Российской Федерации, а также для создания равных условий для конкуренции российских производителей автомобилей и автокомпонентов на внутреннем и мировом рынках.
«Основной задачей межведомственной рабочей группы является формирование согласованной позиции к ключевым вопросам повестки, в том числе в части проекта постановления правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719.Внесение согласованных предложений, а также сводного анализа позиций, представленных членами межведомственной рабочей группы, запланировано в срок до 20 октября 2018 года», — говорится в ответе ведомства на запрос Autonews.ru.
Ответа из Минэка на момент выхода публикации не поступило.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает позицию обратившихся в Минпромторг представителей автопрома вполне логичной. Так, чем большему числу компаний будут предоставлены преференции в рамках СПИКов, тем больше появится участников рынка с локализованным производством, следовательно, выше будет и уровень конкуренции.
«Недовольство инвестировавших в локализацию производства на территории России компаний понятно», — сказал Жарский Autonews.ru. — Но в условиях рыночной экономики ограничение конкуренции, а именно это предлагают обратившиеся в Минпромторг участники рынка, недопустимо. В конкретном случае предлагаемые меры, кроме того, еще и противоречат законодательству в сфере защиты конкуренции, поскольку предоставление адресных преференций участникам рынка ведет к формированию нерыночных преимуществ, созданию административных барьеров и олигополизации рынка».