В машинах было очень жарко
Нагрузки, которые испытывают спортсмены, сравнимы по тяжести разве только с тем, что выпадает на долю космонавтов и летчиков. В большинстве автомобилей на «Шелковом пути» нет кондиционеров: лишний приводной ремень – лишний повод для поломки в условиях пустыни. В условиях 40-градусной жары пилот и штурман в плотных огнеупорных комбинезонах остужаются только с помощью маленькой форточки. Даже водой нет смысла поливаться – она как кипяток.
По признаниям некоторых пилотов, сознание в таких условиях начинает мутнеть. За одну гонку спортсмен может потерять до 5 кг веса. А еще колоссальные нагрузки от встряски. Лучше всех водителям легких «кибиток», они же багги (иногда без окон), а сложнее всего, – конечно же, в грузовиках и хуже всех в них страдают штурманы.
«Пилот грузовика, когда видит яму или препятствие, инстинктивно напрягает шею и мышцы спины, а штурман 70% времени смотрит в роуд-бук или на приборы», – объяснил руководитель гонки, семикратный чемпион «Дакара» Владимир Чагин. В результате травма шеи – одна из самых распространённых проблем у штурманов грузовиков.
Все болели за Нифонтову на Toyota Land Cruiser 200
Спортсменам на гонке тяжело, но еще тяжелее – автомобилям. За Анастасию Нифонтову на Toyota Land Cruiser 200 болел, кажется, весь бивуак. Молодая девушка в своем классе T2 бодро оставляла позади маститых конкурентов мужчин. Четыре дня Нифонтова была лидером зачета в своем классе. В принципе для победы ей хватило бы просто доехать в среднем темпе. Но на этапе от Астрахани до Волгограда автомобиль стал сильно греться.
Температура подскочила до 130 градусов, и на твердых слежавшихся песках, где нет большой нагрузки, «двухсотка» закипела. После 20-минутной паузы мотор немного остыл, в радиатор залили весь запас воды по случаю подоспевших журналистов, но это не помогло: через полкилометра внедорожник окончательно встал. Причина в том, что не удалось настроить мотор после перепрошивки блока управления.
На «Шелковый путь» приехали волонтеры
Для того чтобы поучаствовать в ралли-рейде «Шелковый Путь», не обязательно быть журналистом или автоспортсменом. Большое количество желающих приезжает на гонку работать волонтерами. Преимущественно на своих внедорожниках они развозят блогеров, журналистов, фотографов и спонсоров по маршруту ралли-рейда.
За время гонки удалось познакомиться с многими замечательными людьми. Подвозивший нас Сергей из Санкт-Петербурга, к примеру, преодолел 2000 км почти за сутки после ночной смены на работе – лишь бы успеть к началу ралли-рейда. Один из лучших трофистов России Алексей Тузов с удовольствием развозил журналистов по фототочкам, как и Ольга Ульянова из Москвы. Причем волонтеры тратят для этого свой летний отпуск.
Зрителей все равно было немного
Ралли-рейды вроде «Шелкового пути», несмотря на всю драматичность состязания, в России массового поклонника не снискали. До сих пор не понятно, как обеспечить зрелищность этому спорту на должном уровне. К примеру, в «Формуле-1» режиссер трансляции имеет возможность легко переключаться между стационарными камерами, а в «Шелковом пути» трансляцию помогает вести только один или два вертолета и несколько камер на старте и финише. Основные события остаются за кадром, либо попадают в сеть с большой задержкой по времени.
Обзор гонки на телевидении сводится к серии дневников, но удержать внимание большого зрителя, привыкшего к экшену, таким устаревшим способом нереально. Вероятно, второе дыхание гонка обретет, когда квадрокоптеры и дроны смогут транслировать в реальном времени все этапы соревнования.
Гонщики любили пошутить
Без юмора в гонке, похоже, никак не обойтись. Он позволяет проще взглянуть на сложные моменты, психологически настраивает на правильный ритм. По признанию екатеринбургского автогонщика Сергея Карякина из SNAG Racing, на этап «Астрахань-Волгоград» было так грязно, что комки чернозема со вкусом коровьего помета летели ему прямо в рот.
«Когда едешь и тебе в рот прилетает кусок грязи, вдыхаешь этот запах, очень неприятно, но что делать, это ралли-рейды, все находятся в одинаковых условиях», - со смехом признался на финише Карякин.