branding imagebranding image
Autonews
Статьи Альберт Сидорин
Подписаться на Telegram-канал

В Формуле-1 появился новый гонщик из России: почему это важно

Москвич Сергей Сироткин стал призовым пилотом команды Williams. Спонсоры пилота заплатили за это $15 млн
Фото: Global Look Press, Williamsf1.com
Фото: Global Look Press, Williamsf1.com

В 2018 г. в Формуле-1 появится новый гонщик из России. Контракт с командой Williams подписал Сергей Сироткин — 22-летний москвич, за которым стоит финансовая поддержка программы «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга.

Сироткин станет третьим представителем России на старте гонок Формулы-1. Прежде в чемпионате мира выступали выборжец Виталий Петров (с 2010 по 2012 гг.) и уфимец Даниил Квят (с 2014 по 2017 гг.). Autonews.ru выяснил, что нужно знать о Сироткине перед его дебютом.

Кто такой Сироткин

Сергей Сироткин — редкий пример гонщика с высшим образованием. Последние четыре года россиянин числился студентом МАДИ, а прошлой весной защитил диплом на тему «Организация работ по настройке спортивных автомобилей на примере болида Формулы-1». При этом гонщик не посещал лекции, а экзамены сдавал во время редких наездов в Москву. Основное время Сергей проводил на работе — в гонках.

В 2013 и 2014 гг. Сироткин выступал в молодежной серии Формула-Renault 3.5, где за все время выиграл один заезд. Сезоны 2015 и 2016 Сергей провел в еще одном первенстве для юниоров — GP2. В этом чемпионате москвич боролся за титул, но несколько технических сходов и собственных ошибок не позволила Сироткину выиграть. Оба сезона в GP2 Сергей завершил на третьей позиции в общем зачете.

В Формуле-1 появился новый гонщик из России: почему это важно

Спортивных результатов Сироткина оказалось недостаточно для попадания в основной состав Формулы-1. Тем не менее, с 2016 г. Сергей работает тест-пилотом заводской команды Renault. Россиянин участвовал в испытательных заездах, работал на симуляторе и приезжал на Гран-при, но на старт при этом не выходил. Команда постоянно хвалила Сироткина за превосходную обратную связь, скорость и умение настраивать машину — но никто из конкурентов не воспринимал слова Renault всерьез. Все потому, что у французов была веская причина нахваливать Сергея. Деньги.

Кто его спонсирует

Последние несколько лет карьеру Сергея Сироткина в автоспорте оплачивает программа «СМП Рейсинг». Этот проект существует на деньги российского миллиардера Бориса Ротенберга. Бизнесмен спонсирует множество российских пилотов в самых разных чемпионатах, и Сироткин оказался одним из протеже Ротенберга. Благодаря финансированию предпринимателя на бортах автомобилей Renault появились логотипы SMP Racing.

Такая схема автоматически перевела Сироткина в разряд «рента-драйверов» — то есть гонщиков, которые не получили бы места в Формуле-1 без спонсорских вливаний. В результате оценить реальный талант Сергея оказалось почти невозможно. Рассказать о подлинной скорости Сироткина могли только в Renault. Команда пела дифирамбы, но искренни ли были эти похвалы? Общественное мнение прошлого года склонялось к отрицательному ответу, а потому у Сергея почти не было шансов на попадание в Формулу-1 в качестве боевого пилота.

В Формуле-1 появился новый гонщик из России: почему это важно

Все изменилось осенью 2017 года. Команда Williams, которую прежде ничего не связывало с Сироткиным, начала переговоры с Робертом Кубицей — гонщиком с безукоризненной репутацией, но с серьезной травмой, которая осложняла возвращение поляка в гонки. Для того, чтобы оценить, готов ли Кубица к выступлениям в Формуле-1, команда устроила сравнительный тест Роберта с Сергеем Сироткиным. Россиянин оказался быстрее — и вышел на поул-позицию в борьбе за место в Williams.

А затем «СМП Рейсинг» предложила Williams $15 млн за дебютный сезон Сироткина в основном составе. Британская команда не смогла устоять: у Williams мало спонсоров, поэтому гоночный коллектив ищет любые способы заработать. Вариант с Сироткиным оказался выгодным со всех сторон.

Правда ли, что он быстрый

Судя по косвенным свидетельствам, да. Результаты Сироткина в молодежных «формулах» говорят о нестабильности россиянина, но итоговые протоколы не учитывают важную деталь: опыт, который Сергей получил за два года в составе Renault. В заводской команде Формулы-1 россиянин обрел все условия для профессионального роста. Очевидно, что сейчас Сироткин намного более зрелый пилот, чем два года назад.

Что касается чистой скорости, то в этом аспекте у Сергея никогда не было проблем. Москвич удивлял зрителей высоким темпом во всех чемпионатах, в которых выступал. Другое дело, что затем Сироткин легко мог все испортить неосторожным маневром — так победы уплывали к соперникам.

Фото: Daimler AG Новости 28 ноября 2017 Пилоты Формулы-1 раскритиковали новый логотип гонок
Фото: Global Look Press Новости 25 декабря 2017 В Red Bull рассказали о причинах увольнения Даниила Квята

Лучше всего о скорости Сироткина говорят прошлогодние тесты в Абу-Даби — те самые, на которых Сергей превзошел Роберта Кубицу. Сравнительный анализ, проведенный с учетом условий на трассе, топливной загрузки и типов шин, показал, что фактические времена Сироткина были чуть ли не секунду лучше, чем у Кубицы. Для Формулы-1 это чудовищно большой отрыв. Если Сергей и впрямь был настолько быстрее поляка, то россиянина вполне можно сравнивать с Феттелем, Алонсо и другими грандами Ф1.

Кто будет напарником

Партнер Сироткина по команде Williams — Лэнс Стролл, 19-летний канадец, для которого предстоящий сезон станет вторым годом в Формуле-1. Лэнс приходится сыном канадскому бизнесмену Лоренсу Строллу, сколотившему состояние на модной одежде. Стролл-старший не жалеет денег на увлечение сына: предприниматель платит Williams $25 млн в год за выступление Лэнса.

Таким образом, в 2018 г. в британском коллективе оказались сразу два рента-драйвера. Европейские болельщики уже заклеймили команду и объявили предстоящий сезон концом великой истории Williams. И все же на команде рано ставить крест. И Стролл, и Сироткин способны удивить — даже при том, что без спонсоров они никогда не оказались бы в Ф1.

В Формуле-1 появился новый гонщик из России: почему это важно

В минувшем сезоне у Лэнса Стролла была одна удачная гонка — летний Гран-при Азербайджана, где канадец приехал на подиум. В оставшихся заездах Лэнс выглядел бледно и явно не дотягивал до уровня своего тогдашнего напарника Фелипе Массы. Эта слабость может сыграть Сироткину на руку. Победить Лэнса должно быть легко — а значит, Сергей сможет начать свою карьеру с уверенного разгрома собственного партнера.

В то же время, проигрыш Строллу поставит крест на карьере россиянина. Репутация Лэнса настолько плоха, что статус «уступившего даже Строллу» убьет все надежды Сироткина на продолжение карьеры.

Каковы шансы на успех

Прямо сейчас ситуация Сергея Сироткина выглядит превосходно. У россиянина есть богатый спонсор, контракт с опытной командой и слабый напарник, которого легко одолеть. С такими вводными москвич может рассчитывать на по-настоящему долгую карьеру в международном первенстве.

Из действующих пилотов Формулы-1 на Сироткина больше всего похож Серхио Перес. У мексиканца также есть природная скорость и богатые спонсоры. Увы, это не помогло ему пробиться в топ-команду. Уже который год Перес творит чудеса за рулем не самой быстрой Force India, но команды чемпионского уровня раз за разом игнорируют кандидатуру Серхио. Отчасти тому виной статус рента-драйвера, но вместе с этим против Переса играет его статус «независимого пилота». Сейчас топ-команды предпочитают брать гонщиков из собственных программ поддержки — и вместо Серхио места достаются спортсменам с большими связями.

В Формуле-1 появился новый гонщик из России: почему это важно

Если говорить о сезоне-2018, то Сергей Сироткин будет эпизодически набирать очки и, возможно, замахнется на подиум. Борьба за что-то большее вряд ли возможна из-за нелучшей формы Williams. У команды недостаточно денег на строительство быстрейшей машины, а лучшие инженеры предпочитают работать в больших заводских коллективах вроде Mercedes AMG, Renault и Ferrari. Скорее всего, Williams будет бороться за шестое-седьмое место в Кубке конструкторов с Force India, а пилоты британской команды будут финишировать в районе 10-14 позиции. Тем интереснее будет наблюдать, сможет ли Сироткин превзойти возможности машины и все-таки затащить не самый быстрый болид на пьедестал почета.