Прошлый 2017 г. запомнился разворотом рынка, когда казавшееся бесконечным падение продаж сменилось полноценным ростом. Окончательные итоги года еще не подведены, но по результатам 11 месяцев, согласно отчетам Ассоциации европейского бизнеса, реализовано 1,43 млн автомобилей — на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены, что к концу 2017 г. рынок точно преодолеет отметку в 1,5 млн машин, превысив уровень продаж 2009 года.
Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов утверждает, что неожиданностей не было, и в целом прогнозы на рост рынка полностью оправдались: «Год назад мы давали прогноз по рынку на уровне 1,45-1,5 млн и на рост 10-15%. Сейчас мы наблюдаем рост на 12%, и по итогам всего года рынок вплотную подберется к 1,5 млн машин».
У производителей, имеющих локальное производство, прибавка оказалась еще больше. Так, рост продаж марки Lada составил 17%, что помогло производителю добиться доли рынка в 20%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Прибавка марки Renault за 11 месяцев составила 18%. В пресс-офисе компании отметили, что этот результат стал возможен благодаря реализации стратегии локального производства.
Кроме того, французская компания считает успешным опыт организации онлайн-продаж — через интернет удалось продать более 10 тыс. автомобилей. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 33% во многом за счет расширения модельного ряда, увеличения нагрузки на сборочный завод под Калугой и снижения цен на локализованные модели.
«Серьезный отложенный спрос формировался с 2014 г., и теперь люди начали, наконец, менять автомобили, которые они покупали в 2011-2012 годах. Этот процесс пошел в уходящем году и продолжится в следующем», — прогнозирует Азат Тимерханов.
Другим катализатором рынка стали программы господдержки, объясняет эксперт: «За счет программ господдержки, которые были расширены к концу года за счет первого и семейного автомобилей, доля кредитных продаж сильно выросла и превысила 50%, чего не было несколько лет». Так, с помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг величины 52%.
Представитель дилерского агрегатора Autospot.ru Кира Каддаха полагает, что ключевым фактором развития рынка стала именно господдержка, поскольку в 2017 г. льготы были усилены.
«Во-первых, максимальная стоимость машины для программы льготного кредитования была увеличена до 1 450 000 руб. вместо прежних 1 140 000 рублей. Во-вторых, с 2017 г. у покупателей появилась возможность приобрести автомобиль без первоначального взноса. В-третьих, была снижена процентная ставка», — перечисляет эксперт.
Каддаха напоминает, что максимально возможная ставка для заемщика была ограничена отметкой 11,3% годовых. Представители АвтоВАЗа, в свою очередь, особенно отметили эффективность программы trade-in, по которой было продано 40% машин, а у Nissan с использованием trade-in прошло более 50% сделок.
Именно направленностью господдержки директор по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексей Шилыковский объясняет более скромный рост в премиальном сегменте: «Господдержка и спрос в первую очередь нацелены на локальное производство и на автомобили массового сегмента – там рост очевиден, и он будет продолжаться. В премиальном сегменте существенного увеличения объема продаж, скорее всего, ждать сейчас не приходится».
Кроме государтственных программ, у дилеров появились и новые финансовые инструменты. Помимо лизинга для физических лиц дилеры стали активно продвигать кредит с обратным выкупом и небольшими ежемесячными платежами. Такая программа, запущенная представительством Renault, помогла реализовать около 5 000 автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, и на нее пришлось 40% всех выданных кредитов.
«Одним из факторов, которые влияют на выбор клиентов, стало наличие финансовых инструментов и программ», — подтверждает Юлия Тихонравова из Hyundai.
Представитель Nissan Роман Скольский обращает внимание на легкость получения кредита: «Специальные финансовые программы доступны по методике одного окна — решения по условиям финансирования принимаются за 20 минут с возможностью получить средства без предоставления финансовой отчетности непосредственно в дилерском центре».
Результат рынка мог бы быть еще лучше, утверждает Тимерханов, но продажи сдерживают чисто экономические факторы: «Все упирается в экономику. Цена на нефть держится примерно на одном уровне, отечественная валюта избегает резких колебаний, но реальные доходы населения не растут».
По той же причине эксперты дают более осторожные прогнозы на 2018 год. Покупательская способность снизится, уверяет Кира Каддаха, а объемы локального производства упадут: «Затишье будет связано не только с ростом цен, но и с тем, что завершится период отложенного спроса, за счет которого 2017 г. был таким успешным практически для всех автопроизводителей».
В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев средневзвешенная цена на новые легковые автомобили выросла почти на 2%, до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на модельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Не менялись цены на модели Jaguar и Land Rover. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели.
При этом курсовую разницу смогли до конца отыграть не все производители, говорит Тимерханов: «С августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. цены на машины выросли на 48%. А иностранные валюты по отношению к рублю выросли более значительно: доллар — на 76%, йена и юань — на 60%, евро — на 50%». А представитель Jaguar Land Rover считает, что полностью компенсировать курсовую разницу было невозможно.