В следующем году на поддержку российского автопрома будет направлено более 35 млрд руб. — почти вдвое меньше, чем в уходящем 2017 году. Чуть меньше половины этих средств пойдут на адресные программы поддержки спроса, а некоторые суммы направят на развитие рынка машин на газомоторном топливе и электротранспорта.
Autonews.ru проследил историю субсидий для автопрома и выяснил, как менялись приоритеты государства в разные годы.
Первая госпрограмма поддержки автопрома, принятая после кризиса 2008 г., впервые ввела понятие льготного автокредита. Государство субсидировало процентные ставки по кредитам для граждан на приобретение автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб., выпущенных в России. Размер субсидии составил 2/3 ставки рефинансирования. На программу было выделено 2 млрд рублей. Эта программа действовала до конца 2011 года, обеспечив почти треть выдачи всех автокредитов.
Кроме того, государство увеличило закупки техники российского производства. На закупку автомобилей для федеральных нужд направлено 12,5 млрд, дорожной техники — 40 млрд, муниципального автотранспорта 30 млрд из федерального и регионального бюджетов, дополнительно привлечено 5 млрд руб. на закупку автотехники по лизингу для нужд сельского хозяйства. Лизинговые компании получили открытые кредитные линии в объеме 43 млрд рублей. А предприятия автопрома получили госгарантии под кредиты на сумму 70 млрд рублей. Тогда же были повышены таможенные пошлины. Кроме того, правительство обнулило тарифы на железнодорожные перевозки автомобилей из Европейской части страны в Восточную Сибирь и на Дальний Восток (2 млрд).
В марте 2010 г. была впервые запущена программа по утилизации старых автомобилей и субсидированию покупки новых. По условиям программы, при сдаче машины в утиль собственник получал компенсацию в размере 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля российской сборки. Программа оказалась востребованной — первые 200 тысяч сертификатов на сумму в 10 млрд руб. разошлись за 3,5 месяца, и правительству пришлось снова выделять средства.
Кроме того, государство продолжало тратить деньги на госзакупки автомобилей. В 2010 г. на закупку автотехники для федеральных ведомств было отпущено 20 млрд руб., и еще 10 млрд — на технику для местных органов власти.
Еще в конце 2010 г. было принято решение продлить программу утилизации старых автомобилей на 2011 год. На нее было дополнительно выделено 14 млрд рублей.
Вступление России в ВТО означало снижение ввозных пошлин на автомобили. Базовая ставка для новых машин составила 20 тыс. руб. для легковых и 150 тыс. для грузовиков и автобусов, при этом физлица должны были платить лишь десятую часть базовой ставки, а юридические — половину. Ввоз подержанных машин стоил дороже, но все равно пошлины не были запретительными. В качестве защитной для отечественного автопрома меры осенью правительство ввело утилизационный сбор для импортируемых автомобилей, что фактически закрыло рынок от подержанных машин из Европы.
Во втором полугодии в России вновь заработала программа льготного кредитования, позволявшая купить машину отечественной сборки стоимостью не более 750 тыс. руб. с минимальным взносом в размере 15%. По этой программе было реализовано 277 тыс. машин, то есть каждая десятая. Объем выделенных правительством средств был израсходован к концу года, хотя изначально предполагалось использоваться их и в 2014 году.
Кроме того, в 2013 г. утилизационный сбор стали взимать не только с импортируемых автомобилей, но и с собранных в России — уравнять всех пришлось по требованию Евросоюза, который счел сбор протекционистской мерой.
В год начала кризиса в стране не работали госпрограммы, стимулирующие продажи легковых автомобилей. Акцент был сделан лишь на поддержку развития грузовой отрасли. Однако в сентябре правительство все-таки перезапустило программу утилизации, возобновив выдачу сертификатов на покупку новых автомобилей российского производства.
Впервые с момента начала кризиса правительство вернуло программу льготного автокредитования, которая была запущена в апреле 2015 года. Государство субсидировало банкам две трети ключевой ставки ЦБ, которая на тот момент составляла 11%. Программа распространялась на автомобили российского производства стоимостью до 1 млн рублей. В мае стартовала госпрограмма поддержки лизинга легковых автомобилей, которая позволяла получить 10-процентную скидку на авансовый платеж в размере до 500 тыс. рублей на один автомобиль.
Всего на поддержку автопрома было выделено 43,3 млрд рублей. 22,5 млрд ушло на поддержку утилизации и trade-in, 5 млрд — на льготное кредитование, 1,5 млрд — на льготный автолизинг, 3 млрд — на субсидирование закупок регионами газомоторной техники. Еще около 10 млрд руб. правительство выделило на обновление автомобильного парка для государственных нужд. Впоследствии для компенсации утилизационных скидок было выделено еще 5 млрд рублей.
В начале года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении российскому автопрому в 2016 г. субсидий на 50 млрд рублей. Кроме того, государство планировало выделить средства в размере 3,3 млрд руб. на компенсацию стоимости транспортировки экспортируемых транспортных средств до границы страны, а также доведение этих машин до стандартов других государств. А с учетом денег, доставшихся отечественным предприятиям на развитие, к концу года автопром получил рекордные 137,7 млрд рублей. Меры поддержки включали субсидии на обновления парков транспортных средств и оперативных служб, программы льготного лизинга, автокредитования и стимулирования спроса на газомоторную технику.
На финансирование программ льготного лизинга, льготного автокредитования и поддержку спроса через программу утилизации и Trade-in выделено около 20 млрд рублей. Программу льготного автокредитования распространили на автомобили стоимостью до 1,15 млн руб., что на 150 000 руб. больше, чем годом ранее.
В уходящем году государство выделило автопрому в общей сложности 62,5 млрд рублей. Продолжали действовать программы утилизации и trade-in, а на смену программе обновления парка пришли специализированные программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер», «Свое дело» — на них было выделено 17,4 млрд рублей. 10 млрд руб. власти направили на продолжение госпрограммы льготного автокредитования.
В начале года она распространялась на автомобили российского производства не дороже 1,15 млн руб., но в мае предельная стоимость была увеличена до 1,45 млн рублей. Также постоянно продлялась программа льготного автолизинга, на которую было потрачено около 10 млрд рублей. Кроме того, 6 млрд было выделено на покупку автомобилей скорой помощи и школьных автобусов для регионов. Еще 5 млрд было выделено предприятиям автопрома для приведения техники в соответствие с требованиями иностранных рынков для поставок на экспорт.
На поддержку автопрома будет направлено более 35 млрд руб., включая 16 млрд на адресные программы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». Еще 2,5 млрд выделят на поддержку приобретения машин на газомоторном топливе, 1,5 млрд направят на субсидии для электротранспорта, а оставшиеся деньги пойдут на субсидии по кредитам и лизингу. Государство продолжит компенсировать утилизационный сбор, а вот льготных пошлин на автокомпоненты не будет.
Под вопросом остается существование режима промсборки, который давал финансовые преференции сборочным предприятиям в обмен на локализацию производства. По предварительным данным, к 2019 г. в России появится новый механизм поддержки автопрома, разработкой которого займутся Минэкономразвития совместно с Минпромторгом.