Настоящие рамные внедорожники постепенно уходят из жизни — на их место приходят кроссоверы с несущими кузовами, независимыми подвесками и вискомуфтами. Модели, которые способны покорять бездорожье, мы, похоже, скоро будем рассматривать только на картинках, однако любителям старой школы рано отчаиваться.
Американская фирма FJ Company со штаб-квартирой в Майами занимается реставрацией классических внедорожников Toyota уже пять лет. Эти автомобили стали легендой еще при жизни, а сейчас обретают вторую молодость в США.
В странах Латинской Америки и Юго-восточной Азии оригинальные FJ40 все еще служат в качестве практичных внедорожников на каждый день. Именно такие машины и выступают донорами для восстановления. Мы отправились в Майами, чтобы узнать, как восстанавливают автомобили, выпущенные почти полвека назад.
Во второй половине прошлого века почти все внедорожники имели военную родословную. Япония, сильно зависевшая от США, только строила свою автомобильную промышленность, поэтому компания Toyota взяла за основу легендарный Willys и назвала свой первый внедорожник Toyota Jeep.
Впоследствии именно эта линейка автомобилей в 1954 г. дала старт модели Land Cruiser, которая должна была покорить зарубежные рынки. После смены нескольких поколений появилась очень харизматичная модель FJ40. Она быстро завоевала популярность в США, а позже стала очень популярна в Латинской Америке, средней Азии, Австралии и других странах.
Смысл аббревиатуры FJ объясняется очень просто: J — от слова Jeep, а F означает тип двигателя. Этот легендарный мотор объемом 3,9 л мог без особых проблем проехать до миллиона километров. В 1975 г. Toyota модернизировала этот двигатель — так появилась версия большего объема (4,2 л) и мощности с индексом 2 F.
В Японии FJ40 выпускался с 1960 по 1984 гг., но модель оказалась настолько популярна, что ее производство продолжили в Бразилии под именем Bandeirante («первопроходец») вплоть до 2001 года.
Основатели FJ Company братья Калле (Нельсон и Хуан Диего) в детстве проводили много времени у дедушки и бабушки. У деда, которого тоже звали Нельсон, за всю жизнь было всего два автомобиля, и оба Toyota FJ40. Первый был выпущен в 1968 г., а второй — в 1982-м.
Когда дедушки не стало, братья вместе со своим двоюродным братом Хайме решили восстановить один из его автомобилей. В итоге результат так впечатлил Хуана, что тот решил выкупить машину и отправить к себе домой в Майами, а Нельсон и Хайме продолжили восстанавливать другие FJ. Так и появилась идея создать компанию по реставрации автомобилей.
Сегодня FJ Company владеет реставрационным цехом в Боготе (Колумбия), штаб-квартирой и мастерской в Майами (Флорида) и двумя представительствами в Далласе (Техас) и Аспене (Колорадо).
В офисе компании в Майами нас встретил директор по продажам и закупкам Кейт Эннис, который всегда был фанатом классических спортивных Porsche. На одном из автомобильных мероприятий он познакомился с братьями Калле, после чего они стали партнерами.
Сегодня FJ Company способна реставрировать до 120 машин в год — на каждую уходит по 9-10 месяцев. Например, если прямо сейчас заказать внедорожник, то заказчик получит его не раньше марта 2018 года. Оплата производится в три этапа: 30% в момент заказа, еще 30%, когда машина готовится к покраске, и остальная сумма, когда покупатель готов забрать автомобиль.
На вопрос, где компания берет автомобили, Кейт одобрительно кивнул в сторону юга: «Донорами для восстановления преимущественно выступают машины из центральной Колумбии. Сухой климат помогает сохранять внедорожники в хорошем состоянии долгие годы. Более редкие модели, например, длиннобазный FJ45, доставляются из штата Монтана в США, Саудовской Аравии или непосредственно из Японии».
Основной производственный цех компании находится в Колумбии, и дело здесь не только в стоимости рабочей силы, признается Кейт. Во-первых, братья Калле родом из Колумбии, а наличие нужных связей в таком деле не бывает лишним. Во-вторых, в этой стране Toyota FJ40 очень распространена, а значит, несложно найти профессионалов, которые умеют работать с этой моделью.
Разумеется, у подобной идеи нашлось немало последователей. Конкуренты тоже привозят восстановленные машины из Колумбии, а некоторые из них даже открыли офисы в Майами и продают машины дешевле. По мнению Кейта, подобная экономия негативно сказывается на качестве.
Реставрация начинается с поиска подходящего экземпляра Toyota FJ Land Cruiser (серии 20, 40 и 60). У FJ Company есть свои критерии, которым должен соответствовать донор. Среди основных: японское производство, минимальная коррозия, целостность рамы, оригинальные мотор и редуктор. Кроме этого, заказчик может найти машину самостоятельно, либо предоставить собственный внедорожник для реставрации. Компания не только продает готовые автомобили, но и выполняет реставрацию под заказ.