В последние выходные апреля на Сочи Автодроме прошел четвертый Гран-при России Формулы-1. Победитель двух первых гонок в Сочи Льюис Хэмилтон заезд провалил: британец не смог включиться в борьбу за лидерство и финишировал только четвертым. Вместо него победу отпраздновал партнер британца по команде Mercedes AMG Вальттери Боттас. Представители Ferrari Себастьян Феттель и Кими Райкконен финишировали вторым и третьим соответственно.
Прошедший Гран-при России оставил зрителей в недоумении. С одной стороны, результаты гонки вполне укладываются в наметившийся сюжет сезона-2017, а сам заезд получился скучным до зевоты – ни одного обгона от старта до финиша. С другой стороны, победа Боттаса стала для финна первой в карьере, а яркая телекартинка в сочетании с сочинским солнцем могли оставить приятное впечатление даже при отсутствии шоу. Autonews.ru разбирается в том, как скажутся итоги Гран-при России на борьбе за титул и зачем вообще зрители приезжают на Сочи Автодром.
Вальттери Боттас – главный герой Гран-при России и «гонщик дня» по версии фанатов, которые голосовали за него на официальном сайте Формулы-1. 27-летний спортсмен стал пятым в истории финном, которому удалось выиграть этап чемпионата мира. А еще Вальттери – первый финн-победитель в Формуле-1 без буквы «К» в имени. В отсутствии более значимой статистики эта особенность стала едва ли не главной отличительной чертой для Боттаса – надежного пилота, который стабильно привозит нужный результат и совершенно не запоминается болельщикам.
В этом году Вальттери заменил действующего чемпиона мира Нико Росберга в команде Mercedes AMG. Первые три гонки в составе этой конюшни Боттас провел неуверенно: ошибался, пропускал атаки и проигрывал своему напарнику Льюису Хэмилтону. Гран-при России стал для финна реваншем. Для начала пилот опередил партнера по команде в квалификации, а затем совершил блестящий старт, прорвавшись с третьей на первую позицию еще до первого поворота.
В дальнейшем Вальттери провел гонку в стиле «типичный Боттас»: ровный и спокойный пилотаж «на доезд» без взлетов и падений. Намек на интригу возник незадолго до финиша, когда пилот ошибся в 13-м повороте и испортил шины. Проплешина на одной из покрышек привела к незначительному падению темпа, из-за чего Боттаса начал догонять Себастьян Феттель на Ferrari. Тем не менее, созданного ранее отрыва хватило Вальттери для того, чтобы не подпустить соперника на расстояние атаки и выиграть гонку.
То ли к счастью, то ли к сожалению, Гран-при России не дал однозначного ответа на вопрос, будет ли Боттас бороться за титул. Гонка показала, что Вальттери способен побеждать теоретически – то есть в тех условиях, когда у соперников мало шансов навязать борьбу. Сможет ли финн выигрывать более сложные дуэли, пока под вопросом. К тому же, этап в Сочи стал единственным безошибочным заездом Боттаса с начала года – не слишком приятная картина для 27-летнего финна.
Намного более радужные перспективы открываются перед командой Ferrari. На Гран-при России пилоты Scuderia заняли второе и третье место, однако итоговый результат не должен вводить в заблуждение: прямо сейчас Ferrari – быстрейшая машина в пелотоне. Лучший круг в гонке установил представитель «красных» Кими Райкконен, а рекорд трассы в квалификации принадлежит его напарнику Себастьяну Феттелю: по чистой скорости на «Сочи Автодроме» Scuderia оказалась впереди всех.
Итальянская команда не смогла превратить свое преимущество в победу из-за неудачного старта. Оба пилота потеряли по одной позиции и уже не смогли ее вернуть в дальнейшем. Зато на чистой трассе в субботу представители Ferrari сделали дубль: впервые с Гран-при Франции 2008 г. гонщики Scuderia заняли весь первый ряд стартового поля. Если в начале сезона-2017 Mercedes AMG конкурировала с Ferrari хотя бы в квалификациях, то теперь пал последний бастион.
Если так пойдет и дальше, чемпионат мира 2017 г. может превратиться в доминирование одной команды – и этой командой будет не Mercedes AMG. Помешать Ferrari может невезение, ошибки на стартах или неспособность пилотов справляться с давлением. Странно говорить такое о чемпионах мира, однако в данный момент Феттель и Райкконен не выглядят как гонщики, психологически готовые к жесткой борьбе. Себастьян постоянно жалуется на круговых, которые не доставляют хлопот никому другому, а Кими просто уходит от сражений – из раза в раз финн выдает минимально приемлемый результат без намека что-то большее. Четвертое, пятое, четвертое и третье место – не то, чего ждешь от претендента на титул.