Пилот команды McLaren Фернандо Алонсо объявил о том, что не выйдет на старт Гран-при Монако. Вместо этого испанец выступит в марафоне «Инди-500» – самой известной и престижной гонке в США. Традиционно два этих заезда проходят в один день, что делает невозможным участие в обеих гонках одновременно. В этом году этапы намечены на 28 мая.
Алонсо уже объявил, что не собирается переезжать в Америку насовсем и вернется в Формулу-1 уже на следующем Гран-при после Монако – в Канаде. Команда McLaren пока не объявила, кто заменит Фернандо в Монте-Карло, однако, скорее всего, это будет Дженсон Баттон – бывший напарник испанца, который в этом сезоне перешел на роль резервного гонщика. Вторую машину будет как всегда пилотировать бельгиец Стоффель Вандорн.
Решение Алонсо – абсолютно нетипичное явление для современной Формулы-1. Autonews.ru разбирается в том, как и почему стала возможной самая странная новость в мире автоспорта 2017 года.
«Инди-500» или «500 миль Индианаполиса» – это знаменитая гонка по овалу в городе Индианаполис, штат Индиана. Заезд действительно длится 500 миль или 805 км: на преодоление этой дистанции уходит больше трех часов, что почти в два раза дольше стандартной гонки Формулы-1.
В Соединенных Штатах «Инди-500» давно стала предметом культа. Марафон проводится с 1911 г. и является самой старой гонкой, которая проходит до сих пор. Для сравнения, первый Гран-при Монако состоялся в 1929 году. В сезоне-2017 «Инди-500» пройдет в сто первый раз.
«500 миль Индианаполиса» входит в календарь гоночной серии INDYCAR – ведущего «формульного» первенства в США, где выступают пилоты со всего мира. Среди участников есть, к примеру, экс-пилот Формулы-1 француз Себастьен Бурдэ, россиянин Михаил Алешин, четырехкратный чемпион серии новозеландец Скотт Диксон и многие другие. Вплоть до начала 2000-х годов INDYCAR считался полноценным конкурентом Формулы-1 в борьбе за зрителей и лучших пилотов. Здесь выступали и выигрывали чемпионы мира Формулы-1, среди которых Найджел Мэнселл, Жак Вильнев, Джим Кларк, Марио Андретти и другие.
Современный INDYCAR смотрится бледной тенью того чемпионата, что привлекал звезд первой величины в прошлом веке, однако статус «Инди-500» никуда не делся. Эту гонку по-прежнему мечтает выиграть каждый пилот на планете – независимо от того, в какой серии он сейчас выступает. Секрет не только в высоком статусе и внушительных призовых, но и в невероятной сложности овального марафона. На протяжении 200 кругов все участники выкладываются по максимуму без возможности передохнуть: на трассе в Индианаполисе нет привычных европейцам поворотов, а профилированные виражи овального автодрома проходятся без нажатия на тормоз.
Наряду с Гран-при Монако и «24 часами Ле-Мана» «Инди-500» входит в так называемую «тройную корону» автоспорта – трио главных гонок на планете, победа в которых гарантирует пилоту место в истории. За всю историю автоспорта нашелся лишь один гонщик, который смог выиграть все три заезда. Это Грэм Хилл, двукратный чемпион мира Формулы-1.
Фернандо Алонсо не скрывает: он хочет повторить достижение Грэма Хилла и стать вторым в истории обладателем «тройной короны». Победа в Монако у испанца уже есть, на очереди – «Инди-500». Если Алонсо действительно выиграет в Индианаполисе с первой попытки, он гарантированно впишет свое имя в зал славы не только европейского, но и американского автоспорта.
Помимо честолюбия есть и еще одна причина. Прямо сейчас у Фернандо нет контракта на 2018 год. McLaren, вроде бы, предлагает испанцу остаться, но, похоже, чемпион сам не рад такой перспективе. В текущем сезоне пилот еще ни разу не смог добраться до финиша, а фирменная ненадежность McLaren-Honda порядком надоела Алонсо за два последних года.
Привлечь внимание других коллективов можно только нестандартным шагом – таким, как пропуск главной гонки в календаре Формулы-1 и участие в «500 милях Индианаполиса». Успех в этом марафоне может возродить интерес к 35-летнему чемпиону и позволить ему вернуться за руль быстрой машины в следующем сезоне.
Наконец, для дебюта Алонсо в INDYCAR просто сложились все факторы. Компания Honda, поставщик силовых установок для команды McLaren, также снабжает двигателями половину команд в INDYCAR. Среди клиентов японских мотористов есть команда Andretti Autosport, действующий победитель «Инди-500». В чемпионском коллективе как раз было свободное место на одну гонку, и Honda помогла Алонсо заполучить свободную машину. Фернандо выступит в Америке в фирменном оранжевом цвете McLaren – а значит, его команда получит дополнительную рекламу на ключевом для себя американском рынке.
Выходит, что переход Алонсо – это выгодное всем сторонам бизнес-решение, которое поможет как самому пилоту, так и его нынешним работодателям.
Команды Формулы-1 очень боятся, что их гонщики получат травму – а потому как могут, так и ограничивают активность своих пилотов в экстремальных видах спорта. Другие гонки – первый номер в списке запрещенных удовольствий для пилота Формулы-1.
Что произойдет, если гонщик пренебрежет запретом и все-таки выйдет на старт некоего заезда, можно увидеть на примере Паскаля Верляйна. В январе немец выступил в незачетной «Гонке чемпионов». Там пилот попал в аварию и травмировал спину. Повреждения оказались настолько серьезными, что Верляйн пропустил два стартовых этапа сезона – в Австралии и Китае. Место Паскаля в команде Sauber занимал резервист Антонио Джовинацци.
INDYCAR – высоко травматичный вид гонок. Каждый год кто-то из участников обязательно получает серьезную травму (обычно это компрессионные переломы позвоночника либо переломы пальцев и конечностей), а раз в два-три года на этапах INDYCAR гибнут люди.