Предстоящий чемпионат мира Формулы-1 начнется 26 марта в австралийском Мельбурне. На старт первой гонки сезона должны выйти 20 болидов, построенных по новому техническому регламенту. Правила 2017 года создавали для того, чтобы сделать машины быстрее, а также вернуть им стильный и агрессивный вид. Антикрылья стали шире, шасси — ниже, колеса — больше.
Болиды «Королевских гонок» действительно выглядят злее и аэродинамичнее, чем прежде, а скорости выросли на пять секунд на круге. Увы, это не означает, что гонки станут красивее или интереснее. Autonews.ru рассказывает о семи ключевых приметах нового сезона Формулы-1 — от роскошных форм новых болидов до новых героев и претендентов на чемпионский титул.
Рекордно быстрые машины
Серьезное ускорение, которое обещали инженеры перед стартом сезона, свершилось: участники Формулы-1 поехали быстрее уже на тестах. Нет сомнений, что на Гран-при пилоты выжмут из машин еще больше мощности, а рекорды трасс не устоят — по крайней мере, на некоторых автодромах.
Сильнее всего скорости вырастут в поворотах: по предварительным оценкам, машины смогут преодолевать виражи на 15-20 км/ч быстрее, чем в прошлом году. Это означает повышенную нагрузку на гонщиков: спортсменам предстоит сильнее тренироваться, чтобы выдержать физическое напряжение, а машины станут легче уходить в занос. Наглядная иллюстрация — аварии Лэнса Стролла на испытаниях в Барселоне. Похоже, новобранец Формулы-1 оказался не совсем готов к возросшим скоростям и пару раз крепко приложил свой Williams о бетонный отбойник.
Автодромы уже начали готовиться к повышенным нагрузкам. Если вырастут скорости, значит на трассах придется усилить меры безопасности: установить дополнительные ряды отработанных шин, расширить зоны вылета, добавить краны для эвакуации. Дело в том, что текущее оснащение автодромов рассчитано на болиды конфигурации 2016 года. Поскольку машины станут быстрее, в случае отказа тормозов или столкновения на полной скорости им потребуется больше места для остановки или замедления.
В теории это может повысить непредсказуемость гонок. В то же время, современные пилоты Формулы-1 настолько хорошо готовятся ко всем неожиданностям, что, скорее всего, реальный эффект от ускорившихся болидов пропадет уже ко второму-третьему этапу.
Забудьте об обгонах
Пожалуй, главное, что изменится в предстоящем сезоне — это обгоны. Автомобили Формулы-1 предыдущего поколения создавались с упором на легкость преследования: если соперник может удержаться в завихренном воздушном потоке за впереди идущей машиной, вероятность успешной атаки значительно повышается. Именно для этого болидам были нужны короткие и высокие задние антикрылья — такая конфигурация позволяла преследователю держаться поблизости.
В автомобилях 2017 г. этого нет. Легкость обгонов принесли в жертву эстетике и сложности в управлении — в результате ехать за другой машиной стало намного труднее. Пилоты, которые попробовали ехать вплотную за соперниками на тестах, рассказывали, что машину регулярно срывало с правильной траектории, что делало плотное преследование крайне сложным и даже опасным. В таких условиях пилоты просто не станут рисковать и решат отложить атаку до лучших времен — например, до пит-стопа.
Ситуацию могли бы исправить шины. Если бы Pirelli — монопольный поставщик покрышек для Формулы-1 — сохранил прежние составы резины, пилоты смогли бы опережать друг друга за счет разницы в износе: гонщики на свежем комплекте смогли бы легко обгонять соперников на «убитых» шинах. Вместо этого Pirelli сделала покрышки жестче. Теперь пилоты имеют возможность проезжать большую часть дистанции на одном и том же комплекте резины — а значит, об обгонах придется забыть.
Сложные и зрелищные старты
Вернуть интригу в соревнования может разве что новая процедура отложенного старта. Если по каким-то причинам гонка не сможет начаться в штатном режиме, а на трассу выедет пейс-кар, пилотам больше не нужно будет стартовать с ходу. Эта процедура портила шоу в дождевых гонках, когда вместо яркого старта с места спортсменам приходилось уходить в бой за машиной безопасности.
В 2017 г. круги за пейс-каром перестанут учитываться в зачете гонки. Если к моменту начала заезда на трассе окажется автомобиль безопасности, пилотам дадут возможность проехать несколько кругов в прогулочном темпе, а затем разрешат вернуться на стартовую решетку и заново занять свои места для настоящего старта. Такая мера повысит зрелищность в первой фазе гонки и даст шанс отстающим пилотам прорваться на первых кругах.
Еще одно новшество — это запрет на электронные системы-помощники при старте с места. Теперь гонщикам будет сложнее управлять болидом в первые секунды гонки. На практике это может привести к тому, что особо неудачливые будут терять позиции, а кто-то даже глохнуть.
Возвращение Ferrari
Главной интригой сезона-2017 в спортивном плане следует назвать возможное возвращение Ferrari на вершину турнирной таблицы. На предсезонных тестах итальянская конюшня смотрелась сильнее всех: пилоты Scuderia регулярно показывали первые времена, а новая машина практически не ломалась. Если тестовая форма Ferrari окажется реальной, то Себастьян Феттель сможет замахнуться на пятый чемпионский титул в карьере и первый — в составе Scuderia.