«Цель визита – посмотреть на крокодилов», – рассеянно ответил я офицеру в аэропорту Атланты. Он подавился смешком и недоуменным "What?", на что я терпеливо объяснил: «Во Флориде крокодилы ходят по дорогам и тротуарам. Прямо среди людей, я видел это на Youtube и хочу их найти». Офицер с сомнением посмотрел на билет до Дайтоны и решил дать мне последний шанс: «Может быть, вы собираетесь на знаменитую 24-часовую гонку?»
«Может, и собираюсь», – важно ответил я и забрал паспорт обратно. Это была уже четвертая страна за двое суток, и у меня не оставалось других реакций, кроме болезненной честности, замешанной на идиотизме. Здесь пора признать, что я не являюсь поклонником автогонок в чистом виде, а формат «Дайтоны» и вовсе вгонял меня в панику.
Нет, вы серьезно? Сутки смотреть на 55 размытых теней, кажется, навечно запертых в неправильном овале? Для этого нужно или поклоняться гонкам на религиозном уровне, или принять весь набор препаратов из монолога Рауля Дюка – и мне обязательно нужно было выяснить, что именно не так с этими людьми. На борту рейса Атланта – Дайтона все, кроме меня и стюардесс, оделись в автогоночную атрибутику, и я чувствовал, что почти раскрыт. Они привяжут меня на стартовой прямой и принесут в жертву богу скорости, смеясь и доедая свои американские хот-доги. Так мы и погибнем – я и озоновый слой.
Но я спрятался от них на последнем ряду, а следующим утром, на подходе к Daytona International Speedway, все еще решительно не представлял, за кого болеть в этом разноцветном сонме, и как вообще в нем разобраться. Первую проблему помог решить друг Илья из BMW, с которым мы приехали на гонку. Он ткнул пальцем в экипаж №19 и приказал болеть за него. Вторую – жизненный опыт: я украл брошюру с регламентом, и теперь вам тоже нужно кое-что узнать о «24 часах Дайтоны».
Итак, гонка действительно длится ровно сутки и открывает автоспортивный сезон в США. Она по своей сути очень близка к «24 часам Ле-Мана», не настолько популярна во всем мире, но в Штатах от нее сходят с ума. На треке одновременно соревнуются автомобили в четырех различных классах.
Классы P (Prototype) и PC (Prototype Challenge) – это хардкорные гоночные прототипы, имеющие мало общего с гражданскими автомобилями. Их совместно с компаниями-автопроизводителями, выставляющими заводские команды на «Дайтоне», конструирует одна из небольшого количества контор, специализирующихся на гоночных шасси, - например, ORECA, Ligier или Dallara. Именно при участии Dallara, кстати, был построен прототип Cadillac Dpi-V.R. под номером 10, выигравший «Дайтону»-2017 в абсолютном зачете. Классы P и PC внешне легко отличить по кокпиту – закрытый у «старшего», открытый – у PC. Но главные различия – в мощности и уровне пилотов: 600 л.с. против 430 л.с., только профессиональные гонщики против смешанных команд из профи и любителей.
Два других класса – GTLM и GTD – это уже автомобили, внешне и конструктивно максимально близкие к топовым спортивным моделям ведущих брендов. В мечущихся по треку «Дайтоны» болидах можно легко определить Audi R8 и Mercedes AMG GT, Porsche и Corvette, Ferrari и BMW M6. Их также отличают друг от друга лимиты мощности (500 против 450), уровень пилотов и настройки аэродинамики.
Формально классы между собой не конкурируют, победа присуждается победителю каждого из них по отдельности, но очевидно, что наибольшая часть объективов и восторженных болельщиц приходится на победителя в наивысшем классе P, который фактически и приезжает первым из 55 болидов.
Смотреть на гонки можно или с трибун на стартовой прямой, или бегая из стороны в сторону по территории внутри трека – овала с «наскаровскими» уклонами и усложненным участком из связки медленных поворотов в инфилде. По этому овалу болиды наматывают по шесть с лишним сотен кругов. На каждый из автомобилей приходится по экипажу от 3 до 5 гонщиков, которые проезжают по несколько часов, после чего сменяют друг друга на пит-стопе. Кто сильнее как пилот – тот и больше времени проводит за рулем.