Тест моделей Alpina. Для тех, у кого бензин в крови
Автомобили и алкоголь принято считать несовместимыми увлечениями. Это на обывательско-пользовательском уровне. А когда речь заходит об исключительно изысканных произведениях этих культур, такое сочетание становится возможным. Конечно же, не в прямом смысле типа «выпил с утра элитного шампанского и умчал на суперкаре...», а в обратном порядке – первым делом спорткары, потом вина, причем их необязательно пить – можно просто коллекционировать.
Основатель фирмы Alpina Буркард Бофензипен в 60-х годах прошлого столетия серьезно увлекся автоспортом и начал заниматься глубокой доводкой автомобилей BMW. Первая веха – разработка двойного карбюратора Weber для BMW 1500. В кузовных чемпионатах за рулем настроенных Бофензипеном «Альпин» выступали Ники Лауда, Джекки Икс. Начало 70-х ознаменовалось серией побед команды Alpina.
Основатель фирмы Alpina Буркард Бофензипен в 60-х годах прошлого столетия серьезно увлекся автоспортом и начал заниматься глубокой доводкой автомобилей BMW. Первая веха – разработка двойного карбюратора Weber для BMW 1500. В кузовных чемпионатах за рулем настроенных Бофензипеном «Альпин» выступали Ники Лауда, Джекки Икс. Начало 70-х ознаменовалось серией побед команды Alpina.
Фирменное 20-спицевое колесо и лючок, открывающий доступ к колесным болтам
Разъезды команды по автогонкам, которые часто проводились в традиционных винодельческих районах Европы, сопровождались закупкой качественных вин. Вино ящиками свозилось в погреб фирмы Alpina, которая обосновалась в баварском городке Бухлоэ. Не правда ли, греющее душу название? Вина стало накапливаться столько, что его пить не перепить без ущерба для здоровья, да и работы, кстати, тоже. Хранить изысканный напиток – дело непростое, есть соответствующие правила относительно положения бутылки, температуры, влажности и света. Если их не соблюдать, то благородный продукт может превратиться в бесполезную бурду. Поскольку Буркард привык подходить к любому делу со всей тщательностью, он затеял винный бизнес, подразумевающий экспертный подбор вин для закупок, профессиональное хранение, дистрибьюторские сетевые поставки и розничную продажу.
Вернемся, однако, к основной теме. Активные выступления в кольцевых гонках чередовались с уходами из автоспорта и концентрацией на экотехнологиях. Например, во время затяжного нефтяного кризиса 70-х Alpina разрабатывала экономичные бензиновые двигатели. Серийная установка каталитического нейтрализатора Emitec на своих автомобилях в 1985 году – решительный шаг в будущее, демонстрирующий дар дальновидения.
Постепенно Бофензипен начинает развивать новое «философское учение» – постройку автомобилей, сочетающих спортивное поведение и комфорт, которые составят интересную альтернативу спортивно заточенным BMW. Выходят в свет хорошо «заряженные», но достаточно комфортные Alpina, соответствующие стилю гран-туризмо.
Печатная машинка: с этого начинала свою деятельность фирма Alpina
Что сегодня предлагает Alpina состоятельным ценителям эксклюзива «с бензином в крови»? Для знакомства с моделями 2011 года отправляюсь по приглашению компании «Автодом» в упомянутый городок Бухлоэ, что примерно в часе езды от Мюнхена. Здесь все компактно: на одной территории расположились мастерские, испытательные лаборатории, спортивная «конюшня», стоянка машин-заготовок, АЗС, мойка, офис, винный погреб и дом нынешнего генерального директора Alpina Андреаса Бофензипена – сына основателя фирмы Буркарда Бофензипена.
Бофензипена) на площадке с готовыми автомобилями и теми, что еще в работе
Всего здесь трудятся 188 человек. Alpina – маленькая фирма, но она с 1983 года носит статус производителя, что дает ей право наносить на готовый автомобиль свой код VIN. Руководители, проводя нас по мастерским, заостряют внимание на статусе: мы не придворное тюнинговое ателье, а самостоятельное предприятие! В ближайших конкурентах числится мерседесовское тюнинговое подразделение AMG, Porsche (в частности, мимоходом пожаловались, что заметную часть клиентуры оттянула на себя Panamera), Aston Martin, Maserati, Audi, Jaguar. Считается, что «родственной» конкуренции с моделями BMW серии M нет: Alpina создает эксклюзивные автомобили, дополняющие гамму BMW.
«Раздетый» салон в процессе переделки
Зачеркнутый VIN-код BMW и набитый над ним альпиновский
Какова схема партнерских взаимоотношений с BMW? Alpina перестраивает силовые агрегаты, внедряясь в конструкцию достаточно глубоко: устанавливаются кованые поршни фирмы Mahle, более производительный двойной турбокомпрессор, мощная система охлаждения, выпуска, перенастраиваются фазы газораспределения и программы электронного управления, усиливаются элементы трансмиссии, подбираются пружины и амортизаторы. Все это отправляется на завод BMW, а после сборки автомобиль привозят на фирму Alpina. Теперь за дело берутся специалисты шорной мастерской – обшивают салон в соответствии со вкусом и особыми требованиями клиента.
В отделке широко применяется высококачественная кожа Lavalina, выделанная без применения химии, – она имеет приятный запах, а потому не вызывает аллергии, естественную поверхность с открытыми порами, за счет чего естественно «дышит». Плюс калифорнийский мирт, фирменные ромбики, вышитые на коже и прорисованные на панелях дверей. Встраивается собственная комбинация приборов с синими циферблатами и красными стрелками, а также фирменные кнопки переключения передач на руле. В довершение к потолку крепится фирменная табличка, где указывается порядковый номер автомобиля.
Вышивка на сиденьях слегка неровная, чтобы подчеркнуть «штучную» полуручную работу
Теперь экстерьер. Устанавливаются свои бампера с юбками, спойлерами и диффузорами, на крышку багажника крепится спойлер. Помимо этого, Alpina легко отличить по фирменным 20-спицевым колесам и сдвоенным овальным выхлопным трубам.
Фирменная прямая двойная строчка
Подобным образом готовят Alpina на базе «семерки» BMW – B7 (задний и полный привод, обычная и длинная база), «шестерки» – B6 (Cabrio и Coupe), «пятерки» – B5 и D5 (дизель) и «трешки» – B3. В год Alpina выпускает до 1200 автомобилей.
Приклеивание заднего спойлера
Компоновщики за работой
Нам для тест-драйва выкатывают B7 и B5. Погода не слишком благоволит – льет осенний дождь. Пересечь за день всю Европу, как это принято при передвижении на автомобилях класса гран-туризмо, сегодня не предлагают. Предложено немного покататься по округе. Под правой ногой 507 л.с. Сказать, что они нетерпеливо брыкаются и рвутся на свободу, было бы даже не преувеличением, а наглой ложью – аккуратно пробираясь на Alpina B7 Biturbo по узким дорожкам Бухлоэ, нисколько не напрягаешься, привод акселератора работает точно, шестиступенчатая АКП быстро, но плавно и почти незаметно перебирает передачи. Cелектор режимов – в положении Comfort.
За городом, на извилистых дорогах и небольших неровностях, B7 не проявляет никаких «корабельных» повадок – не раскачивается, ведет себя собранно. Правда, руль в крутых поворотах кажется «длинноватым» и малоинформативным. Что ж, степень помощи усилителя можно поумерить. Переключаюсь в Normal – обратная связь становится лучше, а когда переходишь в Sport – еще натуральнее. А ведь есть еще Sport+, подразумевающий отключение системы стабилизации, остается только ABS. Этот «крайний» режим можно было бы протестировать где-нибудь на полигоне или гоночной трассе, но не здесь. А еще в режиме Sport меняется отзывчивость акселератора, алгоритм переключения передач, степень сопротивления амортизаторов. Проезжая по участку брусчатки, замечаю, что она едва ощущается, однако тряски или «зуда» нет. И это на низкопрофильных 21-дюймовых шинах!
Вот и выезд на автобан. Прожимаю «ступеньку» кик-дауна, Alpina B7 выстреливает мощно и протяжно. Мотор звучит довольно приятно, без раздражающих ноток – не зря инженеры поработали над настройкой системы выпуска. Под колесами вода, зернистость асфальта то и дело меняется, встречаются стыки и заплатки, «дворники» еле справляются с дождевыми струями. Но полноприводная B7 идет как по струне – великолепная курсовая устойчивость.
Alpina по ощущениям действительно «липнет» к дороге за счет аэродинамического прижима. Обвес отлично работает – по результатам аэродинамических испытаний он уменьшает подъемную силу на передней оси на 30%, а на задней – на 60%. Если это и дает прибавку уровня шума относительно обычной BMW 7-й серии, то самую малость.
На спидометре – около 270 км/ч. Пожалуй, достаточно для таких условий – мокро, видимости нормальной нет, шины летние, а температура за бортом явно ниже, чем +7 (порог, ниже которого рекомендуется переходить на зимние шины).
Заднеприводная B7 чуть более требовательна к навыкам водителя – заставляет поаккуратнее обращаться с педалью газа в поворотах. Но совершить грубую ошибку и вывалиться в глубокий занос система стабилизации не даст – в случае необходимости она работает решительно, точно дозированными импульсами прихватывая тормоза нужных колес по отдельности.
Alpina B5, построенная на «пятерке», – отличный инструмент для драйверских утех. Лучшее место для реализации фан-ту-драйва на обычных дорогах – это извилистые трассы. Чувствовать автомобиль как продолжения себя – это про B5. Она охотно прописывает повороты по заданной дуге, одаривает вдохновляющими разгонами на выходе и прямике, соединяющем со следующим виражом. Вот тут как раз самое время воспользоваться «ручным» переключением передач с помощью кнопок на тыльной стороне обода руля: они четко нащупываются, передачи переключаются практически мгновенно, но без рывков. Единственное, что напрягает, – это назойливые знаки ограничения скорости.
В Россию Alpina поставляет свои автомобили через двух официальных дилеров BMW. Действует гарантия BMW, ТО можно пройти на сервисном центре этой марки. Крупнейшим продавцом автомобилей от Alpina является компания «Автодом», которая и организовала этот эксклюзивный тест-драйв. За Alpina B7 в Москве придется выложить от 192 до 235 тыс. евро в зависимости от типа привода, длины базы и уровня отделки. Дорого, но она того стоит. С момента заказа до получения автомобиля приходится ждать до полугода. За это время можно не просто осознать, что ты становишься владельцем эксклюзива, а даже съездить на фирму и понаблюдать за процессом изготовления. А потом вместе с автомобилем получить в подарок пару бутылок качественного коллекционного вина.
Сергей Поршнев
Фото автора