Ни для кого не секрет, что реклама играет важную роль в формировании общественного сознания. Телевизионная, печатная, наружная реклама обращает на себя наше внимание, заставляя запоминать какие-то моменты. Следовать правилу, описанному в книге Виктора Пелевина "Generation "П", постоянно перещелкивая каналы во время телерекламы просто невозможно. Не зря же в закон о СМИ внесли пункт о запрете 25-го кадра – его воздействие на подсознание до сих пор до конца не изучено, а уж как его можно применить в рекламе, остается только догадываться.
С неэтичной рекламой у нас борется, в силу своих возможностей, Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Нередки случаи, когда вызывающую телерекламу просто снимали с эфира. Однако часто многие вещи просто не замечаются ни экспертами агентства, ни простыми зрителями. Тем более, если в рекламе продемонстрировано правонарушение, которое многие и нарушением-то не считают – например, не пристегнутые ремни безопасности или разговоры по мобильнику за рулем. Так, в последнем ролике компании Danone "Легкий голод", посвященном питьевому йогурту "Даниссимо", молодая пара лихо рассекает по загородной трассе на кабриолете, будучи не пристегнутой ремнями безопасности. Не пристегнут ремнями и сам Легкий Голод, который пытался преследовать кабриолет, строя рожи пассажирам. И если в отношении плюшевого существа административное преследование вряд ли можно возбудить, то действия людей в кабриолете подпадают под п.2.1.2 и п.5.1 действующих на территории России правил дорожного движения – т.е. не пристегнутые ремнями безопасности водитель и пассажир. В компании Danone от комментариев по этому вопросу категорически отказались.
Впрочем, грешат такими "мелочами" (слова PR-менеджера одной из компаний) и другие рекламодатели. В ролике одной из известных страховых компаний семейная пара перемещается на двух автомобилях по Москве, беспрестанно болтая по мобильникам без hands-free, а уж не пристегнутые ремнями пассажиры мелькают в телеэфире чуть ли не чаще, чем социальная реклама о вреде нарушений ПДД. Представители компаний в один голос говорят, что таким вещам в их чудесных роликах придавать значения не надо, а тех, кто все же пристегивается в автомобиле, называют "уникумами".
В управлении контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС тому, что в телеэфире присутствуют такие ролики, искренне удивились и попросили "обойтись в подготовке материала без комментариев со стороны ФАС". А ведь такая телереклама нарушает п.6 ст.5 Закона о рекламе, где четко прописано, что реклама не должна "побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности".
На Западе отношение к производству рекламы совершенно иное – там даже в телерекламе батареек плюшевый кролик пристегнут ремнями. Впрочем, в Европе водитель, не пристегнутый ремнем безопасности, в лучшем случае вызовет недоумение у соседей по потоку, а в худшем – навлечет на себя праведный гнев дорожной полиции.
Многие жители России с негодованием реагируют на заявления иностранцев, что Россия в лучшем случае развивающаяся страна и уж никак не цивилизованная. Однако до тех пор, пока в общественное сознание не будет вдолблено (кнутом или пряником) осознание того, что законы созданы для того, чтобы их соблюдать, отношение к российским водителям будет прежнее. Нас будут продолжать называть "обезьянами за рулем", потому что никто в России пока не озаботился тем, чтобы хотя бы голубой экран нес в массы "разумное, доброе и вечное", т.е. посылы к соблюдению хотя бы правил дорожного движения. И российские компании, заказывающие и размещающие телеролики, только способствуют тому, что российский водитель не будет пристегиваться не только в "Жигулях", но и в "шестисотом" Mercedes. А к чему может привести пренебрежение ремнями безопасности даже в современном немецком автомобиле, наглядно показала трагедия, которая произошла совсем недавно.
Антон Максимов
С неэтичной рекламой у нас борется, в силу своих возможностей, Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Нередки случаи, когда вызывающую телерекламу просто снимали с эфира. Однако часто многие вещи просто не замечаются ни экспертами агентства, ни простыми зрителями. Тем более, если в рекламе продемонстрировано правонарушение, которое многие и нарушением-то не считают – например, не пристегнутые ремни безопасности или разговоры по мобильнику за рулем. Так, в последнем ролике компании Danone "Легкий голод", посвященном питьевому йогурту "Даниссимо", молодая пара лихо рассекает по загородной трассе на кабриолете, будучи не пристегнутой ремнями безопасности. Не пристегнут ремнями и сам Легкий Голод, который пытался преследовать кабриолет, строя рожи пассажирам. И если в отношении плюшевого существа административное преследование вряд ли можно возбудить, то действия людей в кабриолете подпадают под п.2.1.2 и п.5.1 действующих на территории России правил дорожного движения – т.е. не пристегнутые ремнями безопасности водитель и пассажир. В компании Danone от комментариев по этому вопросу категорически отказались.
Впрочем, грешат такими "мелочами" (слова PR-менеджера одной из компаний) и другие рекламодатели. В ролике одной из известных страховых компаний семейная пара перемещается на двух автомобилях по Москве, беспрестанно болтая по мобильникам без hands-free, а уж не пристегнутые ремнями пассажиры мелькают в телеэфире чуть ли не чаще, чем социальная реклама о вреде нарушений ПДД. Представители компаний в один голос говорят, что таким вещам в их чудесных роликах придавать значения не надо, а тех, кто все же пристегивается в автомобиле, называют "уникумами".
В управлении контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС тому, что в телеэфире присутствуют такие ролики, искренне удивились и попросили "обойтись в подготовке материала без комментариев со стороны ФАС". А ведь такая телереклама нарушает п.6 ст.5 Закона о рекламе, где четко прописано, что реклама не должна "побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности".
На Западе отношение к производству рекламы совершенно иное – там даже в телерекламе батареек плюшевый кролик пристегнут ремнями. Впрочем, в Европе водитель, не пристегнутый ремнем безопасности, в лучшем случае вызовет недоумение у соседей по потоку, а в худшем – навлечет на себя праведный гнев дорожной полиции.
Многие жители России с негодованием реагируют на заявления иностранцев, что Россия в лучшем случае развивающаяся страна и уж никак не цивилизованная. Однако до тех пор, пока в общественное сознание не будет вдолблено (кнутом или пряником) осознание того, что законы созданы для того, чтобы их соблюдать, отношение к российским водителям будет прежнее. Нас будут продолжать называть "обезьянами за рулем", потому что никто в России пока не озаботился тем, чтобы хотя бы голубой экран нес в массы "разумное, доброе и вечное", т.е. посылы к соблюдению хотя бы правил дорожного движения. И российские компании, заказывающие и размещающие телеролики, только способствуют тому, что российский водитель не будет пристегиваться не только в "Жигулях", но и в "шестисотом" Mercedes. А к чему может привести пренебрежение ремнями безопасности даже в современном немецком автомобиле, наглядно показала трагедия, которая произошла совсем недавно.
Антон Максимов