Правительство затянуло решение вопроса о таможенной политике в отношении подержанных иномарок. В результате, в ближайшее время, Россию может ожидать новый наплыв автомобильной рухляди.
Последние несколько недель все ждали, что правительство введет запретительные пошлины на иномарки старше 5 лет. Это было связано с тем, что по информации источников из Минпромэнерго, в министерстве готовился проект в план мероприятий по развитию автомобильной отрасли до 2008 года. Согласно проекту, действующая таблица коэффициентов остается неизменной, однако "новыми" будут считаться только автомобили не старше года, "подержанными" - от 1 года до 5 лет. Заградительные пошлины планировалось распространить на автомобили старше 5 лет (сейчас – от 7 лет и выше), а расценки на импорт автомобилей в возрасте от 1 до 3 лет, наоборот, снизить.
Ожидалось, что одобрят эту идею на сегодняшнем заседании правительства. Однако очередного омоложения пока не случилось. По словам источников в министерстве, данная мера не прописана в концепции. По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, материалы по таможенной политике в отношении иномарок будут подготовлены к июлю (не факт), и только потом "комиссия по защитным мерам рассмотрит вопрос о целесообразности введения запретительных пошлин на импортные автомобили старше 5 лет и снижения понятия "новый автомобиль" до 1 года".
Такие колебания, "принимать-не принимать", способны привести к очередному кризису на отечественном авторынке. Похоже, уроки прошлых лет правительству впрок не пошли.
Первую посильную помощь стагнирующему в последние годы отечественному автопроизводству решило оказать еще в 2002 году правительство Касьянова, уступив давлению лоббистов от автобизнеса и повысив ввозные пошлины на иномарки старше 7 лет более чем вдвое. Тогда дряхлые иномарки сравнялись в цене с импортными автомобилями 3-7-летнего возраста. При растаможивании иномарок старше 7 лет физлиц обязали платить по 2 евро за "кубик" при объеме двигателя до 2,5 литрови по 3 евро — при объеме свыше 2,5 литров. При этом с владельцев машин от 3 до 7 лет пошлина осталась на прежнем уровне: 0,08 евро за кубический сантиметр при объеме двигателя до 2,5 литров и 1,4 евро — при превышении этого объема. С иномарок в возрасте до 3 лет таможенники взимают четверть от стоимости машины.
Однако уже тогда правительство решало вопрос о введении новых пошлин больше полугода. В результате, на волне слухов в Россию были завезены десятки тысяч попадавших под запрет автомобилей. И, как следовало того ожидать, российские предприятия сразу же столкнулись с кризисом сбыта. Останавливали или были близки к остановке производства практически все основные отечественные автозаводы. Теперь, похоже, складывается подобная же ситуация, пока правительство будет думать, Россию ожидает наплыв иномарок старше 5 лет.
Другой вопрос, нужно ли вообще усиливать ограничения по возрасту. Вопреки мнению чиновников Минпромэнерго, автомобильным кладбищем Россию делают скорее старые отечественные автомобили, нежели подержанные иномарки. С другой стороны, в целях поддержки российского автопрома логичнее придерживать уже не вполне современные "пятилетки" иностранного производства, а новые иномарки.
Российские автомобили лишились своего основного козыря – низких цен. Так, "АвтоВАЗ" за прошлый год поднял отпускные цены на свой модельный ряд в среднем на 8,5%. Таким образом, дорожавшее стремительнее остальных автомобилей в линейке десятое семейство "Лад" вплотную приблизилось по ценам к иномаркам низшего ценового сегмента (Daewoo Matiz и Nexia, Kia Rio, а с этого года и к Renault Logan).
В 1 квартале текущего года продажи отечественных легковых автомобилей снизились до 200 тыс штук с 232 тыс. штук годом ранее. На прошлой неделе дилеры "АвтоВАЗа" стали поговаривать о затоваривании складов. А иностранные автокомпании смогли увеличить российские продажи своих новых автомобилей в прошлом году на 80% - до 350 тыс. (без учета продаж Chevrolet Niva). Даже по самым пессимистическим прогнозам, такая тенденция в дальнейшем лишь усилится: рост продаж новых иномарок в 2005 году составит порядка 40-50%, а в 2006 году - 25-35%. А вот российским маркам в нынешнем году, видимо, придётся еще сильнее потесниться на рынке – согласно прогнозам, их продажи в этом году сократятся на 5-6%. А если наш авторынок захлестнет новая волна подержанных иномарок, падение российских компаний будет еще более болезненным.
Последние несколько недель все ждали, что правительство введет запретительные пошлины на иномарки старше 5 лет. Это было связано с тем, что по информации источников из Минпромэнерго, в министерстве готовился проект в план мероприятий по развитию автомобильной отрасли до 2008 года. Согласно проекту, действующая таблица коэффициентов остается неизменной, однако "новыми" будут считаться только автомобили не старше года, "подержанными" - от 1 года до 5 лет. Заградительные пошлины планировалось распространить на автомобили старше 5 лет (сейчас – от 7 лет и выше), а расценки на импорт автомобилей в возрасте от 1 до 3 лет, наоборот, снизить.
Ожидалось, что одобрят эту идею на сегодняшнем заседании правительства. Однако очередного омоложения пока не случилось. По словам источников в министерстве, данная мера не прописана в концепции. По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, материалы по таможенной политике в отношении иномарок будут подготовлены к июлю (не факт), и только потом "комиссия по защитным мерам рассмотрит вопрос о целесообразности введения запретительных пошлин на импортные автомобили старше 5 лет и снижения понятия "новый автомобиль" до 1 года".
Такие колебания, "принимать-не принимать", способны привести к очередному кризису на отечественном авторынке. Похоже, уроки прошлых лет правительству впрок не пошли.
Первую посильную помощь стагнирующему в последние годы отечественному автопроизводству решило оказать еще в 2002 году правительство Касьянова, уступив давлению лоббистов от автобизнеса и повысив ввозные пошлины на иномарки старше 7 лет более чем вдвое. Тогда дряхлые иномарки сравнялись в цене с импортными автомобилями 3-7-летнего возраста. При растаможивании иномарок старше 7 лет физлиц обязали платить по 2 евро за "кубик" при объеме двигателя до 2,5 литрови по 3 евро — при объеме свыше 2,5 литров. При этом с владельцев машин от 3 до 7 лет пошлина осталась на прежнем уровне: 0,08 евро за кубический сантиметр при объеме двигателя до 2,5 литров и 1,4 евро — при превышении этого объема. С иномарок в возрасте до 3 лет таможенники взимают четверть от стоимости машины.
Однако уже тогда правительство решало вопрос о введении новых пошлин больше полугода. В результате, на волне слухов в Россию были завезены десятки тысяч попадавших под запрет автомобилей. И, как следовало того ожидать, российские предприятия сразу же столкнулись с кризисом сбыта. Останавливали или были близки к остановке производства практически все основные отечественные автозаводы. Теперь, похоже, складывается подобная же ситуация, пока правительство будет думать, Россию ожидает наплыв иномарок старше 5 лет.
Другой вопрос, нужно ли вообще усиливать ограничения по возрасту. Вопреки мнению чиновников Минпромэнерго, автомобильным кладбищем Россию делают скорее старые отечественные автомобили, нежели подержанные иномарки. С другой стороны, в целях поддержки российского автопрома логичнее придерживать уже не вполне современные "пятилетки" иностранного производства, а новые иномарки.
Российские автомобили лишились своего основного козыря – низких цен. Так, "АвтоВАЗ" за прошлый год поднял отпускные цены на свой модельный ряд в среднем на 8,5%. Таким образом, дорожавшее стремительнее остальных автомобилей в линейке десятое семейство "Лад" вплотную приблизилось по ценам к иномаркам низшего ценового сегмента (Daewoo Matiz и Nexia, Kia Rio, а с этого года и к Renault Logan).
В 1 квартале текущего года продажи отечественных легковых автомобилей снизились до 200 тыс штук с 232 тыс. штук годом ранее. На прошлой неделе дилеры "АвтоВАЗа" стали поговаривать о затоваривании складов. А иностранные автокомпании смогли увеличить российские продажи своих новых автомобилей в прошлом году на 80% - до 350 тыс. (без учета продаж Chevrolet Niva). Даже по самым пессимистическим прогнозам, такая тенденция в дальнейшем лишь усилится: рост продаж новых иномарок в 2005 году составит порядка 40-50%, а в 2006 году - 25-35%. А вот российским маркам в нынешнем году, видимо, придётся еще сильнее потесниться на рынке – согласно прогнозам, их продажи в этом году сократятся на 5-6%. А если наш авторынок захлестнет новая волна подержанных иномарок, падение российских компаний будет еще более болезненным.