ОАО "КамАЗ" ведет поиск иностранного партнера для производства автомобилей в нишах, в которых этот автопроизводитель еще не представлен. Об этом в конце прошлой недели официально заявил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. Как пояснили RBC daily на предприятии, фактически это означает, что КамАЗ собирается выпускать весь спектр грузовых автомобилей, и ближайшая задача автозавода – начать производство машин небольшой грузоподъемности – от 1,5 до 3 тонн. Дело в том, что сегмент коммерческих автомобилей сегодня уверенно растет, в отличие от сегмента тяжелых грузовых автомобилей. В ИК "Проспект" считают, что инициатива КамАЗа логична и своевременна, поскольку конкурентная борьба в данном сегменте в обозримом будущем будет только возрастать. А на предприятии подтверждают, что общаются по поводу запуска производства малотоннажных автомобилей с некими зарубежными компаниями. Правда, вопрос, как скоро КамАЗ начнет выпускать коммерческие автомобили, остается открытым. На предприятии не скрывают, что окончательно договориться о запуске нового проекта с зарубежным партнером у КамАЗа получится только после введения в России международного экологического стандарта "Евро-2".
ОАО "КамАЗ" специализируется на производстве грузовиков, выпуская городские развозные автомобили и автомобили повышенной грузоподъемности, предназначенные для эксплуатации в автопоездах общей массой до 120 тонн. По прогнозам аналитиков "АСМ-Холдинга", всего в этом году КамАЗ может выпустить 30 тысяч грузовиков. Согласно только что утвержденному бизнес-плану, в 2005 г. предприятие рассчитывает произвести 31,5 тыс. грузовых автомобилей, то есть лишь незначительно превысить показатель 2004 года.
Cвое намерение начать выпускать небольшие коммерческие автомобили в компании объясняют как раз тем, что в отличие от сегмента тяжелых грузовых автомобилей сегмент коммерческих автомобилей сегодня уверенно растет. "Снижение спроса на большегрузные автомобили происходит из-за некоторого замедления темпов роста экономики и темпов увеличения самого рынка грузовых машин. В целом же в последние два года КамАЗ бил рекорды по объемам производства и продаж грузовиков. А в июне-июле 2004 г. мы занимали 50% рынка грузовых автомобилей в России, – комментирует RBC daily ситуацию Ирина Быстрова, пресс-секретарь КамАЗа. – Наша компания собирается активно присутствовать в сегменте малотоннажных коммерческих автомобилей. Наша глобальная цель – это выпускать весь спектр грузовых автомобилей, то есть, сохраняя лидирующие позиции в производстве тяжелых грузовиков, максимально расширить свою специализацию".
В ИК "Проспект" намерение КамАЗа называют вполне логичным. "Сегмент коммерческих автомобилей – это один из наиболее интересных секторов российского автомобильного рынка, который, по нашим прогнозам, будет динамично расти в течение ближайших 3–5 лет. Поэтому усилия КамАЗа в этом направлении вполне понятны – скажем, для ГАЗа коммерческие автомобили стали и продолжают быть точкой роста", – сказала RBC daily Ирина Ложкина, аналитик ИК "Проспект". В этой связи ГАЗ продолжает расширять свое присутствие на российском рынке коммерческих автомобилей – в частности, сейчас начинается серийное производство городского грузовика ГАЗ-3310 "Валдай" грузоподъемностью до 4 тонн. Зарубежные автопроизводители также не стоят на месте. Например, концерн Volkswagen наращивает поставки коммерческих автомобилей в Россию и в 2005 г. планирует увеличить их продажи в нашей стране на 33% по сравнению с 2004 г. – до 1,6 тыс. штук. А Ford Motor Company в этом году планирует вдвое увеличить объем продаж по сравнению с прошлогодними результатами (в 2003 году в России было продано 702 коммерческих автомобиля Ford) и недавно даже объявила о создании отдельных дилерских центров для их реализации и обслуживания. В этой ситуации КамАЗ хочет оказаться в нужном месте в нужное время.
В самой компании практически признают факт переговоров по запуску коммерческих автомобилей с возможными партнерами из-за рубежа, но пока не готовы называть кого-то конкретно. Между тем не случайно генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин заявил о предстоящем сотрудничестве с иностранной автомобильной компанией. "Зарубежные автопроизводители заинтересованы в том, чтобы наращивать в нашей стране продажи коммерческих автомобилей. Но им вряд ли удастся сильно нарастить свою долю в этом сегменте, потому что коммерческие Volkswagen, Ford или Mercedes-Benz относятся к совершенно иной ценовой категории, чем та же "ГАЗель". После того как КамАЗ начнет производить свой коммерческий автомобиль, основным критерием его успеха станет конкурентоспособность по цене и качеству. В этом смысле сотрудничество КамАЗа с зарубежным стратегическим инвестором было бы своевременным, поскольку оно может помочь автопроизводителю начать выпускать качественный коммерческий автомобиль при невысокой цене", – говорит Ирина Ложкина.
Правда, пока что договориться о запуске нового проекта КамАЗу мешает минимум полугодовая задержка (до середины 2005 г.) введения в России стандарта "Евро-2". "К великому сожалению, правительство России раз за разом откладывает решение вопроса о запрете в стране эксплуатации грузовиков с двигателями ниже уровня "Евро-2". Это, по сути, ставит под угрозу все усилия КамАЗа, реализацию бизнес-планов совместно с нашими западными контрагентами", – заявил в одном из своих недавних интервью Сергей Когогин. Поэтому можно предположить, что новый импульс переговорам будет дан не ранее второй половины 2005 г., а возможно (в случае если введение "Евро-2" по каким-то причинам снова отложится), и через более длительное время.
ОАО "КамАЗ" специализируется на производстве грузовиков, выпуская городские развозные автомобили и автомобили повышенной грузоподъемности, предназначенные для эксплуатации в автопоездах общей массой до 120 тонн. По прогнозам аналитиков "АСМ-Холдинга", всего в этом году КамАЗ может выпустить 30 тысяч грузовиков. Согласно только что утвержденному бизнес-плану, в 2005 г. предприятие рассчитывает произвести 31,5 тыс. грузовых автомобилей, то есть лишь незначительно превысить показатель 2004 года.
Cвое намерение начать выпускать небольшие коммерческие автомобили в компании объясняют как раз тем, что в отличие от сегмента тяжелых грузовых автомобилей сегмент коммерческих автомобилей сегодня уверенно растет. "Снижение спроса на большегрузные автомобили происходит из-за некоторого замедления темпов роста экономики и темпов увеличения самого рынка грузовых машин. В целом же в последние два года КамАЗ бил рекорды по объемам производства и продаж грузовиков. А в июне-июле 2004 г. мы занимали 50% рынка грузовых автомобилей в России, – комментирует RBC daily ситуацию Ирина Быстрова, пресс-секретарь КамАЗа. – Наша компания собирается активно присутствовать в сегменте малотоннажных коммерческих автомобилей. Наша глобальная цель – это выпускать весь спектр грузовых автомобилей, то есть, сохраняя лидирующие позиции в производстве тяжелых грузовиков, максимально расширить свою специализацию".
В ИК "Проспект" намерение КамАЗа называют вполне логичным. "Сегмент коммерческих автомобилей – это один из наиболее интересных секторов российского автомобильного рынка, который, по нашим прогнозам, будет динамично расти в течение ближайших 3–5 лет. Поэтому усилия КамАЗа в этом направлении вполне понятны – скажем, для ГАЗа коммерческие автомобили стали и продолжают быть точкой роста", – сказала RBC daily Ирина Ложкина, аналитик ИК "Проспект". В этой связи ГАЗ продолжает расширять свое присутствие на российском рынке коммерческих автомобилей – в частности, сейчас начинается серийное производство городского грузовика ГАЗ-3310 "Валдай" грузоподъемностью до 4 тонн. Зарубежные автопроизводители также не стоят на месте. Например, концерн Volkswagen наращивает поставки коммерческих автомобилей в Россию и в 2005 г. планирует увеличить их продажи в нашей стране на 33% по сравнению с 2004 г. – до 1,6 тыс. штук. А Ford Motor Company в этом году планирует вдвое увеличить объем продаж по сравнению с прошлогодними результатами (в 2003 году в России было продано 702 коммерческих автомобиля Ford) и недавно даже объявила о создании отдельных дилерских центров для их реализации и обслуживания. В этой ситуации КамАЗ хочет оказаться в нужном месте в нужное время.
В самой компании практически признают факт переговоров по запуску коммерческих автомобилей с возможными партнерами из-за рубежа, но пока не готовы называть кого-то конкретно. Между тем не случайно генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин заявил о предстоящем сотрудничестве с иностранной автомобильной компанией. "Зарубежные автопроизводители заинтересованы в том, чтобы наращивать в нашей стране продажи коммерческих автомобилей. Но им вряд ли удастся сильно нарастить свою долю в этом сегменте, потому что коммерческие Volkswagen, Ford или Mercedes-Benz относятся к совершенно иной ценовой категории, чем та же "ГАЗель". После того как КамАЗ начнет производить свой коммерческий автомобиль, основным критерием его успеха станет конкурентоспособность по цене и качеству. В этом смысле сотрудничество КамАЗа с зарубежным стратегическим инвестором было бы своевременным, поскольку оно может помочь автопроизводителю начать выпускать качественный коммерческий автомобиль при невысокой цене", – говорит Ирина Ложкина.
Правда, пока что договориться о запуске нового проекта КамАЗу мешает минимум полугодовая задержка (до середины 2005 г.) введения в России стандарта "Евро-2". "К великому сожалению, правительство России раз за разом откладывает решение вопроса о запрете в стране эксплуатации грузовиков с двигателями ниже уровня "Евро-2". Это, по сути, ставит под угрозу все усилия КамАЗа, реализацию бизнес-планов совместно с нашими западными контрагентами", – заявил в одном из своих недавних интервью Сергей Когогин. Поэтому можно предположить, что новый импульс переговорам будет дан не ранее второй половины 2005 г., а возможно (в случае если введение "Евро-2" по каким-то причинам снова отложится), и через более длительное время.